- 1.
Песнь псалма Асафу.
Содержание: Приносит молитву Богу, прося наказать ассирийские народы за высокомерие их в войне против Иерусалима. Эти-то народы и разумеются в продолжении псалма.
- 2.
Боже, кто уподобится Тебе? не промолчи, ниже укротися, Боже. Никто, говорит, не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам. Но умоляю Тебя — не премолчать при этих несправедливых вражеских на нас нашествиях.
- 3.
Яко се врат Твои восшумеша. Всем известна несправедливость их к нам.
- 9.
Быша в заступление сыновом Лотовым. Упомянутые выше народы оказывали помощь и споборали сынам Лотовым в войне с нами. Сыны же Лотовы суть моавитяне и аммонитяне. Отсюда узнаем еще, что демоны сзывают друг друга на погибель души, чтобы довести нас до всегубительства и предать забвению пресловутого Израиля. Потом Псалмопевец перечисляет те соседние народы, по призыву которых собрались и другие народы.
- 10.
Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре. Как никогда мадиамляне, Сисара и Иавин, восстав на израиля, истреблены — одни у водотока Кисоня, а другие в Аендоре, так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин — Царь ханаанский; и оба они у водотока Кисоня обращены в бегство рукою Барака и Девворы, жены израильской, как написано в книге Судей.
- 11.
Потребишася во Аендоре, в бесчестном месте, потому что Аендор значит неприличие. Быша яко гной земный. Ибо, оставшись непогребенными, сотлели, и подобно гною смешались с землей.
- 12.
Положи князи их яко Орива. Соделай, чтобы идумеи, измаильтяне, моавитяне, агаряне и другие упомянутые выше народы, потерпели то же, что Орив и прочие с ним. А они как злые зле и погибли.
- 14.
Ст. 14-16 Боже мой, положи я яко коло. То есть, да не останутся они в том же положении, но да потерпят противное сему. Яко трость пред лицем ветра. Да будут колеблемы точно так же, как и стебель колоса. Яко огнь попаляяй дубравы. Да изведают, говорит, того огня, который сами зажгли; и этот огнь да пояст их, как чувственный огнь поядает дубраву. Подобно же это сказанному: се ecu вы огнь раждизаете: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте ((Ис 50:11)). Яко пламень пожигаяй горы. Речь приточная. Как огнь, ниспав на горы, пожигает их, так да будут и они попалены наказанием, какое Ты пошлешь на них, и которое Псалмопевец, по тяжести и стремительности, уподобил буре.
- 15.
Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы:
См. Толкование на (Пс 82:14)
- 16.
тако поженеши я бурею твоею, и гневом твоим смятеши я.
См. Толкование на (Пс 82:14)
- 17.
Исполни лица их безчестия. Ибо, обманувшись в своих желаниях, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. И взыщут имене Твоего, Господи. Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же «взыщут» вместо «познают».
Псалом Асафа.2.Боже!
Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,3.ибо вот, враги Твои шумят,
и ненавидящие Тебя подняли голову;4.против народа Твоего составили коварный умысел
и совещаются против хранимых Тобою;5.сказали: «пойдем и истребим их из народов,
чтобы не вспоминалось более имя Израиля».6.Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:7.селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,8.Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.9.И Ассур пристал к ним:
они стали мышцею для сынов Лотовых.10.Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре,
что Иавину у потока Киссона,11.которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.12.Поступи с ними, с князьями их,
как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их,
как с Зевеем и Салманом,13.которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии».14.Боже мой!
Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.15.Как огонь сжигает лес,
и как пламя опаляет горы,16.так погони их бурею Твоею
и вихрем Твоим приведи их в смятение;17.исполни лица их бесчестием,
чтобы они взыскали имя Твое, Господи!18.Да постыдятся и смятутся на веки,
да посрамятся и погибнут,19.и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь,
Всевышний над всею землею.



