< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82

Глава 57

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, да не растлиши, Давиду в столпоnucaниe.

    Содержание: Настоящий псалом имеет одинаковое содержание с предыдущим, лучше же сказать, с ясностью излагает, какой был конец восставших на Спасителя.

  • 2.

    Ст. 2-3 Аще воистинну убо правду глаголете. Поелику собрались против Спасителя, как защитники Закона, то пророческий Дух справедливо повелевает им, если только заботятся о правде, судить право, т.е. справедливо. Но они не судили справедливо, намереваясь предать смерти неповинного и праведного. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли. Хотя слова хороши и показывают, что стоите за Закон, но сердце исполнено горечи, а подобно сему и дела исполнены беззакония.

  • 3.

    Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают.

    См. Толкование на (Пс 57:2)

  • 4.

    Очуждишася грешницы от ложесн. Показывает, что они совершенно не имели никакой причины ожидать себе спасения. Ибо чрез пророка Исаию говорил Бог иудеям: ведех, яко отвергая отринеши, и беззаконник еще от чрева прозовешися ((Ис 48:8)), под чревом разумея святое крещение.

  • 5.

    Ярость их по подобию змиину. Яростью называет душу, о которой говорит, что она подобна змию в раю, под личиною дружелюбных слов внесшему смерть. А поелику иудеи, подобно сему говоря: Равви, и: Учителю, и: вемы, яко от Бога пришел ecu, и произнося подобные тому слова, совещались предать Христа на распятие, то по сему самому изображены в подобии змия. Яко аспида глуха и затыкающаго уши своя. Не змию только можно уподобить их, но аспиду, у которого на зубах яд, и который не хочет слышать заклинателей и потом отложить свою ярость. Говорит же это, потому что иудеи, по слову Исаии, отягчили слух свой, чтобы не слышать им словес Господних ((Ис 6:10)).

  • 7.

    Бог сокрушит зубы их во устех их. Зубами называет здесь клеветы, сложенные ими на Господа и особенно на Его воскресение, или зубами именует силу, потому что сила львов в зубах их.

  • 8.

    Уничижатся, яко вода мимотекущая. Достойны будут презрения, подобно воде разлитой и совершенно негодной. Напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Луком называет здесь определение, какое дано будет на Божественном судилище. А «дондеже» поставлено в таком значении, чтобы выходил следующий смысл: и изнемогут.

  • 9.

    Паде огнь на них, и не видеша солнца. Вверженные в огнь вечный, не увидели они Солнца правды. Это подобно сказанному: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни ((Ис 26:10)).

  • 10.

    Прежде еже разумети терния вашего рамна. Рамна есть растение колючее [Растение, называемое иначе: жестер или придорожная игла (род терновника)]. Пророк же разумеет терновый венец. Прежде, нежели возрастут терния ваши, т.е. грехи, и соделаются рамном, т.е. процветут и принесут плод, постигнет вас Божественный гнев.

  • 11.

    Возвеселится праведник, егда увидит отмщение. Праведники, увидев во время праведного суда, что изъяты из среды злобные демоны, возвеселены будут этим праведным судом Божиим, как оказавшиеся неповинными и свободными от наказания за смерть. Сказанное же «умыет» должно разуметь о невинном, по сказанному в другом месте: умыю в неповинных руце мои ((Пс 25:6)).

  • 12.

    Убо есть Бог судия им на земли. Речение «убо» употреблено вместо речения «подлинно». Убо есть Бог судия им. Исповедуют, что подлинно праведен произнесенный на них Божий суд.

1.Начальнику хора.
Не погуби.
Писание Давида.

2.Подлинно ли правду говорите вы, судьи,
и справедливо судите, сыны человеческие?

3.Беззаконие составляете в сердце,
кладете на весы злодеяния рук ваших на земле.

4.С самого рождения отступили нечестивые,
от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.

5.Яд у них — как яд змеи,
как глухого аспида, который затыкает уши свои

6.и не слышит голоса заклинателя,
самого искусного в заклинаниях.

7.Боже! сокруши зубы их в устах их;
разбей, Господи, челюсти львов!

8.Да исчезнут, как вода протекающая;
когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.

9.Да исчезнут, как распускающаяся улитка;
да не видят солнца, как выкидыш женщины.

10.Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн,
и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь.

11.Возрадуется праведник, когда увидит отмщение;
омоет стопы свои в крови нечестивого.

12.И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику!
итак есть Бог, судящий на земле