< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95

Глава 70

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Давиду псалом, в конец, сынов Ионадавовых и первых пленшихся. Не надписан у Еврей.

    Содержание: Сыны Ионадавовы были мужи богобоязненные и праведные, строгие хранители заповедей отца своего, столько благочестивые и благонравные, что о добродетели их засвидетельствовал сам Бог пророку Иеремии ((Иер 35:13)). При них было первое пленение Иерусалима халдеями. Могут же они представлять собою лице Апостольского лика, вполне соблюдшего заповеди Отца небесного и сподобившегося похвал в изреченных Апостолам блаженствах. По крайней мере и при них, то есть при Апостолах, было также первое пленение Иерусалима римлянами. Посему боголюбцы эти, т.е. Апостольский лик, в настоящем псалме представлены приносящими о себе Богу молитву и благодарение за то, что Он, когда утесняли их гонители за евангельскую проповедь, спас их от демонов, сих мысленных наветников, злоумышлявших против души их. При этом дают они обещание, освободившись от служения подзаконного, приносить Богу только жертвы хвалы.

    На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век. Особенною твердостью своей уверенности представляет упование свое на Бога.

  • 2.

    Правдою Твоею избави мя. Правда Отца есть Сын, Которым избавлены мы от греха, содержавшего нас в тлении.

  • 3.

    Буди ми в Бога защитителя. Апостольский лик, зная, что Бог дал обетование для верующих в Него быть огненною окрест стеною, умоляет исполнить для него самым делом таковое обетование. Яко утверждение мое и прибежище мое ecи Ты. Ибо Он есть камень, на котором созданные имеем твердое основание, и Он есть стена, за которою не терпим вреда от нападения злых. Избавь меня, говорит Апостольский лик, от сих преобладающих мужей, как бы рукою какою влекущих в рабство, исполненных греха, беззаконных и обидящих.

  • 4.

    Боже мой, избави мя от руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго. Грешнаго, т.е. народа иудейского, потому что он был и законопреступный и обидящий; — законопреступный, как осудивший неповинных, — обидящий, как не имевший никакого основательного предлога к их осуждению.

  • 5.

    Яко Ты ecu терпение мое Господи, Господи, упование мое от юности моея. Избавь меня, говорит, от этого законопреступного народа, потому что терплю это за Тебя и по упованию моему на Тебя, которое возымел со времени первого и начального рождения моего от Тебя, по сказанному: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти ((Ин 1:12)).

  • 6.

    В Тебе утвердихся от утробы. Показыват, что Христос, ради Которого терпели это, есть тот самый, Кто зиждительным Своим промышлением извел их на свет, носимых еще во утробе. От чрева матере моея Ты ecu мой покровитель. Поелику Ты Господь, и когда был я еще в матернем чреве, покрывал меня Божественною Твоею силою и избавил от законопреступного народа, то и я, как ощутивший cиe непрерывное Твое благодеяние, не престаю неумолчно возносить Тебе песнопения. О Тебе пение мое выну. Всегда воспеваю и славословлю Тебя, и Твоим о мне промышлением стал я славен.

  • 7.

    Яко чудо бых многим. Чудом именует нечто необычайное и великое. Смысл же речи таков: если я вознесен высоко и, как человек великий и доблестный, смело действую среди многих народов, то не своею силою приобрел благо cиe, но Ты Своею помощью соделал меня могущественным и мужественным.

  • 8.

    Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою. Поелику после таковых оказанных мне благодеяний я, как человек, не в состоянии воздать за это достойным образом, то прошу, чтобы Твоя премудрость исполнила уста мои хваления. Ибо и в таком случае едва в силах буду воспевать славу Твою. Хотя можно всегда хвалить Бога, всегда благословлять Его, всегда пребывать целомудренным, однако же можно ли всегда надеяться? Ибо надеющийся всегда не получает иногда того, что надеется приобрести. И иной говорит: «всегда», разумея не продолжительность веков, но чувственную жизнь, а другой под речением «всегда» понимает продолжительность веков, так чтобы пределом упования было ведение Святой Троицы. Весь день великолепие Твое. Когда уста мои исполнятся хваления и начну песнословить славу Твою, тогда весь день буду петь великолепие Твое. Славою же именует домостроительство, какое совершил Он на земле и которым исполнил землю славы Своей; великолепием же называет Божество, Которым многообразно совершил все cиe.

  • 9.

    Не отвержи мене во время старости. Старостью именует здесь немощь. Посему говорит так: да не будет, Владыко, такого времени, в которое оказался бы я немощным. А потому молится о том, чтобы никогда не терять ему упования на Христа, потому что Он наша крепость. Внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Если мне, как человеку, и случится когда согрешить, не оставь меня, Господи, за грех, но воззови снова, как человеколюбец.

  • 10.

    Яко реша врази мои мне. Сказано: яко реша — вместо: чтобы не сказали враги мои: нападем на него, нашей будет он добычей, потому что не помогает ему Бог.

  • 12.

    Боже мой, не удалися от мене. Поелику так говорят враги, то не медли долее помощью Своею. Боже мой, в помощь мою вонми.

  • 13.

    Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою. Когда нападут они на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: Бог оставил есть его ((Пс 70:11))?

  • 14.

    Аз же всегда возуповаю на Тя. Ибо Апостолы не престают в писаниях своих исповедывать упование свое на Христа. И приложу на всяку похвалу Твою, — в песнословии спасаемых ими.

  • 15.

    Уста моя возвестят правду Твою. Не престаю всегда носить во устах моих правду Твою, Владыко. Ибо правда Отца — Единородный Его. Он бысть нам правда от Бога, по слову священного Апостола (1 Кор. 1,30). Весь день спасение Твое. Всегда буду воспоминать домостроительство, которым даровал Ты нам спасение. Яко не познах книжная. Под словом «книжная» разумеет или суетные и многоухищренные житейские развлечения, или многообразные жертвы, какие повелено было приносить Законом. И говорит: поелику отверг я все сии жертвы, то войду в горние обители, если Господь подаст мне на это силы. Это подобно сказанному: се мы оставихом вся и в след Тебе идохом: что убо будет нам ((Мф 19:27))? За это и прияли они обетование небесного царствия.

  • 16.

    Вниду в силе Господни. Твоею силою и при помощи Твоей буду иметь доступ в землю обетования. Господи, помяну правду Тебе единаго. Оставив все сказанное, буду поминать единую правду, по которой освободил Ты нас от греха.

  • 17.

    Боже мой, имже научил мя ecи от юности моея. Ибо с первого, так сказать, дня, в который избрал их, предал им, что требовалось знать о царствии небесном. И до ныне возвещу чудеса Твоя. Не забываю того, чему научен, но что изучил сам, то возвестил и другим.

  • 18.

    Ст. 18-19 И даже до старости и престарения. Поелику сам Христос, по воскресении из мертвых, дал им обетование, говоря: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ((Мф 28:20)), то и просит, чтобы на нем исполнилось cиe обетование: Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою. Если не оставишь меня, по обетованию Твоему, Владыко, то можно будет тогда возвестить мышцу Твою будущему из язычников и верному роду. Какая же это мышца, говорит о сем далее: Силу Твою и правду Твою. Называет силою, потому что связал крепкого и расхитил сосуды его, и правдою, потому что искупил нас, неправедно содержимых в плену. Боже, даже до вышних. Возвещу, говорит, что не только земное, но и небесное искупишь Ты Своею кровию. Это подобно следующему: яко и сама тварь свободится от работы истления ((Рим 8:21)). Боже, кто подобен Тебе? Благодарит за то, что, древле за грех справедливо осужденный на смерть, не пребыл в смерти, но по Божию человеколюбию избавлен Христом от истления.

  • 19.

    силу твою и правду твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия: Боже, кто подобен тебе?

    См. Толкование на (Пс 70:18)

  • 20.

    Елики явил ми ecu скорби многи? Ибо каких и скольких зол не заставил Ты меня испытать? И обращся оживотворил мя ecu, и от бездн земли возвел мя ecu.

  • 21.

    Умножил ecu на мне величествие Твое, и обращся утешил мя ecu. Повторение тех же слов означает, как мне кажется, что покаяние, приносимое в прегрешениях, какие соделаны по крещении, приятно Тому, Кто, как сказано, умножил на нас благость и правду Свою. Посему сперва сказано: оживотворил мя ecu, и разумеется этим как бы возрождение, а потом: утешил ecu, и разумеется это о том, кто преодолевается боязнью по причине грехов. Но можно первое разуметь об избавлении из Египта, а второе понимать о пришествии Господнем, когда возымели мы утешение. Ибо исшедшие из Египта, хотя избавились от смерти временной, но подпали вечной, потому что не было еще даровано воскресения.

  • 22.

    Ибо аз исповемся Тебе, в сосудех псаломских истину Твою, Боже. Так, говорит, уготовлю себя исповеданием, что в состоянии буду наименоваться сосудом песнословия. Ибо, если наименован сосудом избрания, то, без сомнения, назван и сосудом песнословия. Воспою Тебе в гуслех; разумеет душевную гармонию, ибо когда душа не делает и не терпит ничего противного себе ни по жизни, ни в отношении к догматам, тогда, и именно тогда, справедливо может быть названа духовными гуслями.

  • 23.

    Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе. Это сказано в отличение от Закона, потому что законные предписания были обременительны, как неудобоисполнимые; а эти повеления и полезны и легки, так что исполняют удовольствием сподобившихся принять их. И душа моя, юже ecu избавил от греховного растления, от рабства сатане, от самой смерти.

  • 24.

    Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне. Когда истреблены будут мысленные мои враги, и облекутся стыдом населяющие бездну, тогда, поелику не будет уже препятствующего, буду хвалить Тебя, Владыко, неумолкающими песнопениями.

1.На Тебя, Господи, уповаю,
да не постыжусь вовек.

2.По правде Твоей избавь меня и освободи меня;
приклони ухо Твое ко мне и спаси меня.

3.Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться;
Ты заповедал спасти меня,
ибо твердыня моя и крепость моя — Ты.

4.Боже мой! избавь меня из руки нечестивого,
из руки беззаконника и притеснителя,

5.ибо Ты — надежда моя,
Господи Боже, упование мое от юности моей.

6.На Тебе утверждался я от утробы;
Ты извел меня из чрева матери моей;
Тебе хвала моя не престанет.

7.Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда.

8.Да наполнятся уста мои хвалою,
[чтобы мне воспевать славу Твою,] всякий день великолепие Твое.

9.Не отвергни меня во время старости;
когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,

10.ибо враги мои говорят против меня,
и подстерегающие душу мою советуются между собою,

11.говоря: «Бог оставил его;
преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего».

12.Боже! не удаляйся от меня;
Боже мой! поспеши на помощь мне.

13.Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей,
да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!

14.А я всегда буду уповать [на Тебя]
и умножать всякую хвалу Тебе.

15.Уста мои будут возвещать правду Твою,
всякий день благодеяния Твои;
ибо я не знаю им числа.

16.Войду в размышление о силах Господа Бога;
воспомяну правду Твою — единственно Твою.

17.Боже! Ты наставлял меня от юности моей,
и доныне я возвещаю чудеса Твои.

18.И до старости, и до седины не оставь меня, Боже,
доколе не возвещу силы Твоей роду сему
и всем грядущим могущества Твоего.

19.Правда Твоя, Боже, до превыспренних;
великие дела соделал Ты;
Боже, кто подобен Тебе?

20.Ты посылал на меня многие и лютые беды,
но и опять оживлял меня
и из бездн земли опять выводил меня.

21.Ты возвышал меня и утешал меня,
[и из бездн земли выводил меня].

22.И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой;
буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!

23.Радуются уста мои, когда я пою Тебе,
и душа моя, которую Ты избавил;

24.и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою,
ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.