Глава 106

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Аллилуия.

    Исповедайтеся Господеви, яко благ. По отвержении народа иудейского весьма кстати изображает призвание язычников Апостолами. Поэтому и повелевает восхвалять Бога и исповедаться Ему за великую Его милость.

  • 3.

    От восток, и запад, и сквера, и моря. Кто же эти собранные от четырех стран вселенной, как не все народы, древле чуждые богочестия и не причащавшиеся Божественной влаги, но пребывавшие в великой жажде?

  • 4.

    Пути града обительнаго не обретоша, потому что не было у них доброго жития, но пребывали они в великом обольщении.

  • 5.

    алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе.

    См. Толкование на (Пс 106:8)

  • 7.

    И настави я на путь прав, т. е. привел к вере в Него. Ибо сам Он сказал: Аз есмь путь ((Ин 14:6)). Внити во град обительный. Разумеет Церковь или небесный Иерусалим.

  • 8.

    Ст. 8-9 Да исповедятся Господеви милости Его… Яко насытил есть душу тщу. Какая же это душа? Не душа ли тех, о которых сказано: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе? ((Пс 106:5)) И душу алчущу исполни благ, т. е. мысленного хлеба.

  • 9.

    яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ:

    См. Толкование на (Пс 106:8)

  • 10.

    Ст. 10-11 Седящия во тме, и сени смертней. Не погрешим, сенью смертною назвав идолослужение и дела совершаемые в безбожии. Ибо они отлучают нас от истинной жизни. Этим-то делам предавались мы прежде, потому что преогорчили Бога и раздражили совет Вышняго. От величества бо и красоты созданий надлежало Рододелателя всяческих познавать ((Прем 13:5)), и присносущную силу Его и Божество от создания мира уразумевать. Но мы, как слепые, которые живем во тьме и сени смертней, у которых окованы и омрачены разумные силы души, изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероногих ((Рим 1:23)). Окованныя нищетою и железом. Пленицами своих грехов кийждо затязается ((Прит 5:22)), обнищав от всего доброго и прекрасного.

  • 11.

    Яко преогорчиша словеса Божия, нимало не приемля Божественного закона, но предаваясь мудрецам века сего. И совет Вышняго раздражиша. Какой же был совет Вышнего? Не тот ли, по которому всем человеком хощет спастися и в разум истины npиumu ((1 Тим 2:4))?

    См. также Толкование на (Пс 106:10)

  • 12.

    Изнемогоша, и не бе помогаяй, потому что никто не был в силах истребить грех.

  • 13.

    И от нужд их спасе я. Какая же нужда больше этой — в неведении Бога, в душевной нищете, в греховном убожестве, быть порабощенными лукавым духам?

  • 14.

    И узы их растерза. Словом растерза показывает мгновенное истребление греха.

  • 15.

    Ст. 15-16 Да исповедятся Господеви милости Его. В другой раз повторил тоже о благодеяниях Его. Яко сокруши врата медная, имеет в виду сошествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти. Но Он сказал сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся ((Ис 49:9)).

  • 16.

    яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи.

    См. Толкование на (Пс 106:15)

  • 18.

    Всякого брашна возгнушася душа их, потому что не было слова, которое бы могло напитать их. Врата же смертная суть грехи, ведущие к смерти.

  • 22.

    И да пожрут Ему жертву хвалы. Обращает речь к святым Апостолам, потому что они преподали нам таинства Нового Завета.

  • 33.

    Положил есть реки в пустыню. Разумеет необузданный и отверженный род иудейский, ибо томимых прежде голодом и нуждающихся в духовной пище иудеев поселил при оных реках.

  • 34.

    Землю плодоносную в сланость. Разумеет иудейскую синагогу, потому что демоны были гражданами этого земного градоправления, а плодопринесло его нечестие. Но иссушили его солью учения Апостолы, о которых сказано: вы есте соль земли ((Мф 5:13)).

  • 35.

    Положил есть пустыню во езера водная, подразумевает народ из язычников. Ибо пророчество здесь слито и вводит лицо двух народов, говорит об отвержении одного, и о введении другого народа.

  • 36.

    И составиша грады обительны, т. е. благое и небесное жительство.

  • 37.

    И насея села, и насади винограды. Что разуметь под селами, учить Сказавший: изыде сеяй сеяти семене своего ((Лк 8:5)). А винограды суть Церкви, по сказанному: винограды созреша, даша воню ((Песн 2:13)).

  • 38.

    И скоты их не умали. Скотами называет неразумных в Церкви, по сказанному: скотен бых у тебе ((Пс 72:22)); и: человеки и скоты спасеши Господи ((Пс 35:7)).

  • 39.

    И умалишася, т. е. принадлежащие к народу древнему.

  • 40.

    Излияся уничижение на князи их. Разумеет книжников и фарисеев. И заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути. Ибо блуждают они, не познав Рекшего: Аз есмь путь ((Ин 14:6)).

  • 41.

    И поможе убогу от нищеты. Кто же убогий? Не тот ли, о ком сказано: блажени нищии духом ((Мф 5:3))? И положи яко овцы отечествия. Своими собственными признал, говорит пророк, из всех отечествий собранные паствы.

  • 42.

    Узрят правии и возвеселятся. Кто эти правые? не те ли, о ком сказано: ваша же блаженна очеса, яко видят ((Мф 13:16))? И всякое беззаконие заградит уста своя. — Бог оправдаяй, кто осуждаяй ((Рим 8:33))?

Ничего нет для сопоставления.