- 1.
В конец Давиду, псалом Захариин, в разсеянии.
Содержание: Псалом сей, хотя относится к лицу Захарии, когда сыны Израилевы, а с ними и сам пророк, были еще в плену; но изображает Божию и о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его Промысла и движения и помышления наши. Псалмопевец удивляется глубине домостроительства, явственно указует на призвание язычников и на сопротивление Спасителю Христу, оказанное народом израильским. А по причине всего этого псалом и надписан: в конец Давиду. Замечали же мы неоднократно, что так надписываемые псалмы относятся ко времени пришествия Господня.
Господи, искусил мя еси, и познал мя еси. В полном уповании, что имеет твердую веру во Христа, и что не принимал никакого участия в беззаконии нечестивого народа, призывает в свидетели самого Зиждителя сердец.
- 2.
Ст. 2-3 Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал. Если и движение помышлений известно Богу, то тем паче имеет Он ведение о том, как проходим жизнь. Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал. «Уже» имеет здесь значение определенной меры пути. Пророк же разумеет, что Богу известно всякое движение помысла: ибо словом «пути» означает движения.
- 3.
стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси.
См. Толкование на (Пс 138:2)
- 4.
Ст. 4-5 Яко несть льсти в языце моем. И это составляет важнейшую из заслуг Давида, что не употребляет языка во зло, ни во лжи, ни в ложной клятве, ни в обмане и лести, ни на всяком ином подобном сему пути.
Се, Господи, Ты познал еси вся последняя и древняя. Умалчивает о том, что между древним и последним; потому что средину сего наполняет злоба, которой не было в начале, не будет также и при конце. Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. Ты, говорит, и создал меня, и поддерживаешь созданного. Ибо возложение руки Божией означает преподанный нам дар Духа, как и Апостолы возложением рук преподавали Духа Святого.
- 5.
вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою.
См. Толкование на (Пс 138:4)
- 6.
Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему. Это значит: весьма много и других благодеяний оказано ему Богом, и он не в состоянии познать их. Ведение о сем, говорит он, превосходит силы мои и выше моего понятия; а потому, не могу сего исследовать и выразить словом. Ибо все, что сказал я, и мало и скудно; постигнуть Божескую силу недоступно моей малости.
- 8.
Аще взыду на небо, Ты тамо еси. Это подобно сказанному: небо престол Мой ((Ис 66:1)). Аще сниду во ад, тамо еси. Пророчествует о будущем сошествии Господа во ад.
- 9.
Аще возму криле, мои рано, и вселюся в последних моря, то есть, если возьму неутомленные еще (ибо это означает словом: рано), не ослабленные летанием и полные силы крылья птиц. Смысл же речи таков: Ты все объемлешь, Господи, все предварительно знаешь, повсюду присущ, и все наполняешь как Бог. Что же будет со мною, если прилучится впасть мне в какой-либо грех и настанет нужда спасаться бегством, когда все объято Тобою, Господи?
- 11.
И рех: еда тма поперет мя. Сказано «поперет» вместо: покроет и утаит от очей Твоих. Но и эта тьма для ведения Твоего есть как бы самый свет.
- 12.
Ст. 12-13 Яко тма ея, тако и свет ея. Как для меня темна ночь, так для Тебя светла. Говорит же об утробах, что они порождают страх. Всегда боялся я Тебя, говорит пророк, потому что всегда имел пред очами суд Твой. Восприял мя еси из чрева матере моея. Не без причины стяжал я страх Твой, потому что, когда был я еще во чреве, охраняло меня промышление Твое.
- 13.
Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея.
См. Толкование на (Пс 138:12)
- 14.
Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси. После изреченного пред сим слова о Боге благовременно произносить исповедание. Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. Эта сила для меня неизреченна, но она открыта Тебе Богу.
- 15.
Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне. Не скрылось от Тебя поползновение жены, которую тайно сотворил Ты из кости моей, погрузив меня в глубокий сон; напротив того, тайное наше ведомо в тайне Создавшему жену. И составь мой в преисподних земли. И если разрушусь и обращусь в персть, то и это также ведомо Тебе.
- 16.
Не соделанное мое видесте очи Твои. Прежде, нежели получил я образ мой, очи предведения Твоего зрели и провидели меня, не просто, но как уже внесенного, зачисленного и вписанного в книгу Твою. Дни созиждутся, и никтоже в них. Во все дни жизни своей вели себя чинно и благоустроенно, не было у них ни одного дня беспорядочного или неустроенного.
- 17.
Ст.17-18 Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже. Это подобно сказанному: премляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет ((Мф 10:41)). Изочту их, и паче песка умножатся. Чествуя друзей Твоих, благонадежен я, что и в воскресение с ними стану, и ради их приобрету себе честь и у Тебя. Тогда, конечно, и грешники будут избиены, то есть, воспримут заслуженные ими наказания.
- 18.
изочту их, и паче песка умножатся: востах, и еще есмь с тобою.
См. Толкование на (Пс 138:17)
- 19.
Ст. 19-20 Аще избиеши грешники Боже. Зная, какие постигнут их наказания, как бы отлучает их от себя. Мужие кровей, уклонитеся от мене, яко ревниви есте в помышлениих. Называет причину, по которой изгоняет от себя грешников, и говорит: изгоняются они, потому что прекословят и противоборствуют Богу, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческою жизнью.
- 20.
Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя.
См. Толкование на (Пс 138:19)
- 21.
Не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех? Любил и принимал я друзей Твоих; врагов же Твоих совершенно возненавидел. А враги Божии, во-первых и в собственном смысле, нечистые демоны; во-вторых, после демонов — защитники идолослужения и ересеначальники.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 138
Глава 138
1-2.- "Испытал" в смысле - исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. - "Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю", т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. - "Разумеешь помышления мои издали" - наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их.3-5.- "Иду, отдыхаю, пути мои" - проявления моей внешней деятельности вне дома - они известны Тебе. Ты наперед знаешь мои будущие слова, мою речь. - "Сзади и спереди Ты объемлешь меня" - или в смысле - Ты всесторонне изучил меня, или в смысле - Ты знаешь не только все, что я сейчас делаю, но и мое прошедшее и будущее.6.Твое ведение настолько всеобъемлюще и глубоко, что невольно вызывает благоговейное чувство пред Тобою и сознание невозможности для человека его постигнуть.7.Ты, Господи, всеведущ и вездесущ. Ничто, нигде и никогда не может укрыться от Тебя.8-12.- Если бы вздумал человек скрыться от Тебя в высоких сферах неба или в преисподней, в шеоле - Ты там. "Взять крылья зари" - двигаться с необыкновенной быстротой, наподобие того, как быстро лучи восходящего солнца освещают всю землю от востока до запада. - "Край моря" - Средиземное море, находившееся на западе от Палестины. По представлению и пониманию древних жителей Востока водами этого моря ограничивался весь древний мир с запада. "Рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя" - тоже, что и в 5 ст. "Ты... полагаешь на мне руку Твою", т. е. знаешь, что я сделаю, увидишь, что я буду поступать по тому направлению, какое известно Тебе по предвидению, т. е. человек во всякое время, во всяком месте и во всех своих делах является исполнителем предначертаний о нем Господа не в смысле принуждения Богом человека, а в смысле свободного избрания им того пути, который предвидел Он. - "Тьма скроет меня" - если бы я вздумал скрытно действовать, это бесполезно: Тебе все известно, ночь для Тебя также ясна и светла, как день для человека.13-16.- "Устроил внутренности" - Тебе известна моя природа, мой состав как душевный, психический, так и внешний, физический. - "Соткал меня во чреве матери" - организм человека со всеми его членами представляется стройным и сложным в своем строении наподобие хитрых и узорных тканей, где каждая нитка и линия служат общему рисунку и прочности ткани. Тебе известны мои "кости, когда я был созидаем во глубине утробы". Твое знание меня - полно и глубоко, оно обнимает не только мое внешнее строение, мой внешний вид, но и внутренние мои органы, мои кости еще с самого момента их образования и развития в утробе матери. - "Зародыш мой видели очи Твои" - Ты знаешь мой первоначальный состав, который, как зерно для растения, заключает в себе его будущий вид и ценность, т. е. Ты знаешь все, что из меня должно произойти. - "В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные" - Ты знаешь срок, продолжительность моей жизни еще ранее, чем я родился.17."Помышления" Господа - все многообразие тварного по своему составу, силам, назначению поражает человека и непосильно для полного изучения ему; Богу же все известно в совершенстве, так как каждое его творение обязано ему своим происхождением и является носителем и осуществителем той мысли Божией, с которой оно создано; можно сказать, что каждое творение имеет свой идеал, к осуществлению которого оно награждено соответственными силами. Понять эти мысли, идеалы и узнать их человеку за их возвышенностью и бесконечным разнообразием невозможно. Они многочисленнее песка и каждое утро, каждый день писателя, когда он отдается изучению творения Божия, обнаруживает все разнообразие последнего и творческую силу Бога, так что он всегда с Ним. Смысл тот, что писатель псалма всегда и всюду находит новые проявления великих мыслей Господа в его творениях, всегда видит Его (16 ст.).19-22.- Если в писателе псалма развито так глубоко понимание величия Божия во всем тварном, то все, "кто говорит против Него нечестиво", кто оскорбляет и унижает Господа, является его врагом, с которым он не желает иметь никакого общения.23-24.- Эти стихи - вывод из всего содержания псалма. Если Господь все содержит в Своей власти, то истинное поведение человека должно выражаться в преданности Ему и Его водительству, почему писатель молит Господа испытать его и направить его на надлежащий путь, если он в чем-либо уклонился от последнего.
Псалом представляет яркое и художественное изображение Божественного всеведения и вездеприсутствия.



