Глава 114

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Аллилуия. Псалом.

    Содержание: В этом псалме изображает подвиг проходящих евангельское житие, победу их по Богу и будущий за труды венец.

    Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. Кого же возлюбил? Господа Бога всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию. И в награду за любовь приял то, что услышал.

  • 2.

    И во дни моя призову. В какие же дни, как не во дни подвига, когда бедствовала душа его?

  • 3.

    Объяша мя болезни смертныя. Описывает чрезмерность скорбей, постигших его за благочестие, что и называет болезнями смертными, бедами адовыми, скорбью и болезнью. Говорит же, что призванием Бога преодолел их. Почему и в начале сказал: возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего

  • 4.

    О Господи, избави душу мою. Выше сказав вообще: во дни моя призывал я, показывает, в чем состояло его призывание. В чем же именно? Не в этом ли: о Господи, избави душу мою? Говорил же это, зная, что милостивый Господь услышит его. И Бог наш милует. Милость есть движение духа, возбуждаемое состраданием к униженным в достоинстве. Так, поскольку и мы, лишившись пребывания в раю, из славных сделались бесславными, то Бог, видя, что мы были и чем стали, милует нас. Ибо глас милости взывал Адаму: где еси ((Быт 3:9))? показывая тем, откуда и куда ниспал он.

  • 5.

    Храняй младенцы Господь. Младенцами называет возрожденных о Христе Духом Святым. Действительных, по заповеди Иисусовой, младенцев, потому что они обратились и стали, яко дети ((Мф 18:3), хранит сам Господь, не попуская, чтобы приражались к ним враги, потому что для них не настало еще время подвига. Но и по простому смыслу Господь хранит младенцев в матернем чреве, в месте тесном и наполненном влагою, не позволяющем ни двигаться, ни дышать, Господь не попускает им задохнуться, подавая движение и пищу, не попускает также умереть от холода, когда из теплоты матерних чресл исходят в непривычный для них воздух. Или еще так: поскольку смирился я, как младенец, и как дитя приял Царство Небесное, то спас меня храняй младенцы Господь. Или иначе: младенчествующих по заповеди Иисусовой, т. е. обратившихся и соделавшихся подобными детям, хранит сам Господь, соблюдая их не изведавшими искушений, потому что не пришло еще для них время подвига. А я и превзошел возрастом детей, однако же Господь, смирив меня великими подвигами, соблюл непреодолимым.

  • 6.

    Обратися душе моя в покой твой. Покоем своим называет горние обители, которые приимет в воздаяние за подвиги. А также покой души есть воздержание от грехов.

  • 7.

    Ст. 7-8 Яко изъят душу мою от смерти. Разумеет смерть греховную. В нее-то боясь ввергнуться, не преставал он проливать слезы, прося о том, чтобы избегнуть ему сей смерти. А потому и нозе его, т. е. душевные восхождения, утвердились в стоянии по Богу, став выше всякого поползновения. А страною живых называет небесный Иерусалим, в котором подвизавшиеся по Богу, как доблестные победители, услышат: добре, рабе благий и верный ((Мф 25:21)).

  • 8.

    Благоугожду пред Господем во стране живых

    См. Толкование на (Пс 114:7)

6.Господь "хранит простодушных" - т. е. тех, кто просто и глубоко, как дети, веруют в Него, или беспомощных, как дети, а потому нуждающихся в защите со стороны. Такими простодушными по вере и беспомощными, как дети, были евреи данного времени, возвратившиеся из плена, так как жили верой и ожиданиями исполнения предсказанных пророками обетований, они же были и беспомощны, так как им самим, без всякого стороннего содействия и при нищете приходилось начинать снова устроение своей земли как в политическом и религиозном, так в гражданском и экономическом отношениях.

7."Возвратись, душа моя, в покой твой" - период страданий и опасностей миновал, настало время довольства и благоприятного течения жизни, так как Господь "облагодетельствовал".

9."Ходить пред лицом Бога" - служить Ему своей жизнью; на "земле живых" на земле людей своего народа, теперь довольного и осчастливленного.