- 1.
Псалом Давиду.
Содержание: И этот псалом изображает царство Христово и высокомерие архиереев.
Господь воцарися, да гневаются людие. Христос есть тот Царь, Которого царской власти не признают гневающиеся иудеи. Седяй на херувимех, да подвижится земля. Тот самый в последние времена воцарится над живущими на земле, Кто восседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля. Поэтому говорить: на херувимах восседаешь Ты, Который, соделавшись подобен нам, подвиг землю из стояния ее во зле, т. е. из идолопоклонства.
- 2.
Господь в Сионе велик. Сион есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос, по сказанному: вознесу Тя Боже мой, Царю мой ((Пс 144:1)).
- 3.
Да исповедятся имени Твоему великому. Велико это имя Его: Иисус; потому что толкуется оно: спасение людей. Велико также это имя, еже паче всякого имене, которому всяко колено поклонится, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос ((Флп 2:9)). Яко страшно и свято есть. Оно страшно для народов гневающихся, не приемлющих царства Его; свято же для верующих в Него.
- 4.
И честь царева суд любить. Поскольку честь или слава царева любит правду, которая разумеется под словом: суд; то повеление Его страшно непокорным, и свято для послушливых. Ты уготовал ecu правоты. Ибо будет судить вселенней в правду ((Пс 95:13)).
- 5.
Возносите Господа Бога нашего. Кто высок, как Бог, и всю тварь имеет под ногами Своими, Тот, не переменяясь, соделался человеком. Итак Этого, говорить Давид, без изменения соделавшегося человеком, возносите, поклоняясь Ему и плоти Его единым поклонением.
- 6.
Ст. 6, 9 Моисей и Аарон во иepeеx Его. Сей ныне, поскольку соделался человеком, воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, и Аарон, и Самуил. Поэтому, сказав: покланяйтеся подножию, и проповедав вочеловечение и домостроительство, снова в ограждение наше упоминанием о горе указывает на Божество; потому что пребыл Он Богом, хотя и приял рабий зрак нашего ради спасения.
- 8.
Господи Боже наш, Ты послушал ecu их. Хотя, по-видимому, и согрешали они в ином. Как люди, — Ты не презрел их. Поэтому, Аарон обличен был как согрешивший при слиянии тельца, а Моисей — у воды пререкания (Числ. 20,24).
- 9.
И покланяйтеся в горе святей Его. Разумеет или земной, или небесный Иерусалим; и еще под именем горы разуметь должно самого Единородного, по сказанному: отсечеся камень от горы без рук ((Дан 2:45)).
См. также Толкование на (Пс 98:6)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 98
Глава 98
1.Народ еврейский - народ Богоизбранный, находящийся под Его особенным покровительством. Господь, как царь всего мира, только тех людей награждает в любви, кто принадлежит к Его подданным, кто признает Его власть и исповедует Его царем и Богом. Из всех народов таков - только один еврейский, в храме которого Господь восседает на Херувимах Ковчега Завета. Остальные народы, не признающие Его своим Богом, не могут ждать от Него себе милости: они должны трепетать в ожидании кары.3.Имя Божие - "великое и страшное" по тем делам, которые Господь совершает в мире, когда по Его воле исчезают целые народы и гибнут грозные враги Иакова. История последнего подтверждает это многочисленными фактами.4."Могущество царя любит суд". В действиях Бога нет произвола, как бывает в делах людей: Он любит суд, Его решения опираются на строгой справедливости, о чем также свидетельствует история Иакова.5."Подножие Его" - Кивот Завета, крышка на нем (каппорет) и литые изображения херувимов, на которых восседает Господь.6-7.- Господь милостиво и внимательно относится ко всякой искренней молитве обращающегося к Нему. Молитвы Моисея, Аарона и Самуила принимались Богом и исполнялись потому, что они "хранили Его заповеди и устав". То же ожидает всякого, кто стал бы поступать, как означенные лица.
Моисей здесь называется "между священниками" за то, что он по повелению Бога не раз приносил жертвы (см. (Исх 24:6); (Исх 29:25); Лев 8.6). Самуил также призывал Господа и приносил Ему жертвы (1Цар 7:9-10) и еще отроком служил пред Господом, надевая льняной ефод (1Цар 2:18).8.Под людьми, которых Господь "прощал и наказывал" вероятнее всего нужно разуметь еврейский народ, так как по отношению к Самуилу, Библия не указывает случаев, когда бы последний вызвал на себя гнев Бога и был бы Им наказан.9.Если Господь так велик, праведен и многомилостив, то естественно, чтобы народ еврейский ревностно служил только Ему одному и воздавал Ему поклонение на святой горе Его.
Весь этот псалом - восторженный призыв еврейского народа к духовному покаянию и служению Единому Иегове, оплоту его силы и счастья.



