- 1.
В конец, псалом Давиду.
Изми мя Господи от человека лукава. По причине обиды, нанесенной демонами человеческой природе, вопиет к Богу, чтобы сотворил отмщение, и обиду эту обратил на главу обидевших. Но можно разуметь, что это сказано и о врагах чувственных.
- 2.
Иже помыслиша неправду в сердца, весь день ополчаху брани. Ибо не только предавались лукавым помыслам, но к помыслам присовокупили и дела. А вместо: весь день — Симмах переводит: на всякий день.
- 6.
При стези соблазны положиша ми. Все это делали, чтобы остановить в шествии по Богу; опутывали ноги его сетями, чтобы низложить утвердившегося в Боге.
- 9.
Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику. Желаю, Господи, вожделевать спасения: поэтому, не оставь меня и не попусти, чтобы, уклонившись от сего желания, предан я был грешнику, т. е. диаволу. Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Молит Бога укрыть его под кровом крил Своих и под державною рукою Своею, из которой никто не может исхитит, и молит о сем для того, чтобы враги не подумали о себе высоко, как поступают они в других случаях.
- 10.
Глава окружения их. На них да приидет, что умышляли они. Ибо это значить выражение: глава окружения их. Глава грешников — помысл и чувство. Поэтому, того умышления их против меня, каким окружили меня, и начало и глава, а равно и вся тяжесть трудов, какие прилагали они, против меня действуя, да приидут на них — достойных того, чтобы предать их огню.
- 11.
Падут на них углия огненная. Как бы огнем каким истребишь их гневом. Низложиши я в страстех: и не постоят. Впадут в бедствие, и не переживут их. Это и исполняется над Саулом в войне с иноплеменниками. Ибо, прободенный там мечем, приемлет конец жизни.
- 12.
Муж язычен не исправится на земли. Вечный огнь ожидает нечестивых; но и в сей жизни не исправится до конца жизни муж язычен; потому что один сварливый и злоречивый человек, даже и в земных своих предприятиях, не может управить собою, и все портит своею сварливостью. Как же таковым грехолюбивым людям исправиться на пути добродетели? Мужа неправедна злая уловят во истление; потому что, как застаревшаяся какая болезнь, пожирает его внедрившийся в него порок, что и составляет для него соразмернее с делами его наказание. Ибо, когда порок растлевает преданную ему душу, — это бывает не легче всякого другого наказания.
Псалом Давида.2.Избавь меня, Господи, от человека злого;
сохрани меня от притеснителя:3.они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,4.изощряют язык свой, как змея;
яд аспида под устами их.5.Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого,
сохрани меня от притеснителей,
которые замыслили поколебать стопы мои.6.Гордые скрыли силки для меня и петли,
раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.7.Я сказал Господу: Ты Бог мой;
услышь, Господи, голос молений моих!8.Господи, Господи, сила спасения моего!
Ты покрыл голову мою в день брани.9.Не дай, Господи, желаемого нечестивому;
не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.10.Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.11.Да падут на них горящие угли;
да будут они повержены в огонь,
в пропасти, так, чтобы не встали.12.Человек злоязычный не утвердится на земле;
зло увлечет притеснителя в погибель.13.Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным
и справедливость бедным.14.Так! праведные будут славить имя Твое;
непорочные будут обитать пред лицем Твоим.



