- 1.
Сия глаголах вам, да не соблазнитеся…
когда увидите, что злые люди преследуют и оскорбляют вас; но сказал Я вам это для того, чтобы вы не падали духом и действовали мужественно, зная, что вам содействует Дух Святой.
- 2.
От сонмищ ижденут вы…
Выше было сказано, что иудеи сговорились, чтобы отлучать от синагоги всякого, кто их Учителя признает за Христа.
Но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу.
Но наступает время, говорит Иисус Христос ученикам, когда иудеи настолько разъярятся, так сильно будут жаждать вашей смерти, что будут думать, что убивающий вас приносит жертву Богу, и будут считать такого убийцу более благочестивым и угодным Богу, чем такого, который убивает обольстителей, вредных и ненавистных Богу людей. Предсказав печальное, Иисус Христос опять высказывает утешение ученикам.
- 3.
И сия сотворят, яко не познаша Отца, ни Мене…
ради Которых вы претерпите все это. И для вас достаточным утешением должно служить то, что вы пострадаете за Нас. Не познаша Отца, ни Мене, потому что так сами захотели, с намерением поступая худо
- 4.
Но сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомяните сия, яко Аз рех вам…
Я сказал вам это для того, чтобы вы, когда придет время гонения и смерти вашей, вспомнили о том, что Я говорил вам, – т.е. для того, чтобы вы вспомнили, что Я все это наперед сказал вам, потому что все знал, и чтобы на основании верного предсказания несчастий вы были убеждены, что исполнятся и обещанные Мною блага. Никакой обманщик не предсказывает того, что разоблачает обман, а только то, что вовлекает в него. Такие и им подобные предсказания часто повторяет Иисус Христос ученикам с той целью, чтобы во время бедствий они не смущались, зная о них наперед, и чтобы не ослабевали, зная, что страдают за Бога. В борьбе за добродетель великим подкреплением служит – знать, за что идет борьба. И для нас, если мы страдаем за хорошего человека, должно служить утешением то, что мы страдаем за хорошего. Если же кто-либо с радостью страдает за дорогого ему человека, то тем более – за Бога и за добродетель.
Сих же вам исперва не рех, яко с вами бех…
потому что Я был с вами и вам не предстояли такие страдания, пока Я с вами был. А теперь Я вам говорю это, потому что Я разлучаюсь с вами и самые бедствия уже приближаются. Но и сначала, когда Иисус Христос призвал учеников Своих, Он сказал им: се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков (Мф 10:16), и: предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас, и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради;… и будете ненавидими всеми имене Моего ради, а также: и не убойтеся от убивающих тело ((Мф 10:17) 18. 22. 28). Почему же Он сказал, что сих же вам исперва не рех? Потому что слово сих указывает здесь на нечто отличное от вышесказанного; оно относится к словам: но приидет, или приближается, час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (Ин 16:2), а это предсказание гораздо страшнее прежних всех.
- 5.
Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши?
Видя, что ученики так поражены печалью, что не могут ничего сказать и давать ответы на Его вопросы, Иисус Христос порицает такую безмолвную их печаль, говоря: ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши? Правда, Петр спрашивал Иисуса Христа: Господи, камо идеши (Ин 13:36)? Но говоря: камо идеши, Петр спрашивал тогда о месте; а здесь слова – камо идеши означают: что Ты делаешь? Так обыкновенно спрашивают человека, бросающегося на смерть, опечаленные этим близкие ему люди. Так следовало бы и ученикам спросить Иисуса Христа: камо идеши? т.е. что Ты делаешь, оставляя нас? Можно и иначе объяснить: так как Иисус Христос не ответил на вопрос Петра, куда он идет, то им следовало опять спросить Его.
- 6.
Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша.
Вы слишком опечалились и потому молчите.
- 7.
Но Аз истину вам глаголю…
потому что Я сама Истина. Хотя бы вы гораздо больше были опечалены, однако, Я говорю истину и не скрою того, что может опечалить вас, как делают те, которые говорят из угождения. Затем, продолжая утешать учеников, Иисус Христос показывает, что самое отшествие Его для них полезно.
Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам.
Вы, конечно, желаете, чтобы Я жил с вами, между тем как для вас полезнее совершенно иное. А всякий заботливый начальник не должен потворствовать своим возлюбленным питомцам, когда они желают бесполезного. Пресвятая Троица свыше благоволила, чтобы Бог Отец привлек учеников к Сыну, Сын научил их, и Дух Святой усовершил. Два дела уже исполнилось; должно было исполниться и третьему, именно – чтобы Дух Святой сделал учеников более совершенными, но это могло исполниться не прежде, чем уйдет Сын. Поэтому-то и сказал Иисус Христос ученикам: уне есть вам, да Аз иду и т.д. Подобно тому как аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам, так: и если Утешитель не придет к вам, вы не сделаетесь более совершенными. Итак, необходимо, чтобы Я пошел, совершив то дело, которое Я должен был совершить, – необходимо для того, чтобы пришел другой Утешитель и сделал вас более совершенными.
- 8.
И пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде…
Обличит, т.е. осудит, наконец, злых людей, покажет, что они не имеют никакого оправдания, когда, после Моей смерти, откроет возвышенное учение и когда будут совершаться величайшие чудеса с призыванием Моего имени. Что же после этого эти злые люди скажут против Меня основательно? Может ли чье-либо имя, и притом после смерти, творить такие чудеса? Конечно, нет. Далее Иисус Христос объясняет, в чем же именно Дух Святой обличит мир.
- 9.
О гресе убо, яко не веруют в Мя.
А не уверовать до того времени в Меня – непростительный грех.
- 10.
О правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене.
Только праведный может идти к Богу и быть с Ним; такое значение имеют слова: и ктому не видите Мене. Если бы Я, как бы так говорит Иисус Христос, не был праведным, то каким образом Я пошел бы к Богу? Каким образом грешник, обольститель, нарушитель закона и противящийся Богу мог бы пойти к праведному, истинному, законодателю, к Богу? Но откуда будет видно, что Иисус Христос пойдет к Богу и будет с Ним? Откуда? Из свидетельства Святого Духа, которое откроется в просвещении учеников и в чудесах во имя Иисуса Христа, как сказано было выше. И ктому не видите Мене – разумеется – в теперешнем бесславии и уничижении, потому что ученики увидят Иисуса Христа, но уже не в таком виде, как прежде.
- 11.
О суде же, яко князь мира сего осужден бысть…
что диавол уже осужден, лишен своего могущества и совершенно не может выносить уже Моего имени, но тотчас бежит. Каким же образом могло бы это случиться с диаволом, если бы Я, говорит Иисус Христос, считал его Своим другом, как говорят злые люди, именно – будто бы Я изгоняю бесов силой веельзевула, князя бесовского (Мф 12:24), что Я имею беса и пр.? Вкратце всю речь Иисуса Христа о Духе Святом можно передать так. Когда придет Утешитель, говорит Иисус Христос, то Он обличит злых людей о грехе, так как они грешат, не уверовав доселе, – о правде, так как Я праведен, а не грешен, как они говорят, – о суде, или об осуждении, так как осужден князь бесовский, и, конечно, осужден как враг, а не как друг Мой.
- 12.
Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне…
так как вы еще несовершенны, еще не укрепились теми страшными и чудесными знамениями, которые совершатся при крестных страданиях и Воскресении Моем, – еще не облеклись силой свыше (Лк 24:49).
- 13.
Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину…
чтобы вы знали всякую истину Божественного учения, какую только вам следует знать. Затем, чтобы ученики, слыша все это о Святом Духе, не почли Его большим и от этого не впали в крайнее нечестие, Иисус Христос сейчас же предупреждает и говорит:
Не от Себе бо глаголати имать…
подобно тому как и Я, – что выше уже в различных местах было объяснено. Ни у одного из Лиц Пресвятой Троицы нет ничего Своего особенного; кроме свойств нерожденности, рожденности и исхождения – все у Них общее.
но елика аще услышит, глаголати имать…
все, что ни услышит от Бога Отца, как часто Я говорил и о Себе, показывая этим единство существа, единство природы, равенство и совершенное подобие. Как Сын есть исполнение закона и пророков, потому что Он в действительности исполнил то, что там было только предызображено, так и Дух Божий есть исполнение Евангелия, потому что Он восполнил дело Сына, как и Сын – Отца.
и грядущая возвестит вам
и чтобы вы по неосторожности не спотыкались, удостоит вас дара предвидения.
- 14.
Он Мя прославит…
именем Моим подавая вам силы, яснее раскрывая пред вами тайну Моего воплощения.
яко от Моего приимет и возвестит вам…
От Моего, т.е. от Моего знания, или от Отца; приимет вместо: услышит. Иисус Христос говорит так, снисходя к немощи учеников, потому что – принимать и слышать – свойственно только тварям, а несотворенная Троица знает все, и никогда ни в чем не нуждается. Затем Он объясняет выражение: от Моего.
- 15.
Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам.
Так как все, что имеет Отец, есть Мое, а в числе этого всего находится и самое знание, то поэтому Я и сказал, что Дух Святой от Моего приимет, т.е. что Он все только согласное с Моим учением и услышит, и возвестит вам, и ничего несогласного не возвестит, потому что Он во всем равен со Мною. Все, чему только Он будет учить, все это – Мое и будет восполнением Моего учения и Моих дел. Но почему Дух Святой не пришел в то время, когда жил еще с учениками Сын Божий? Во-первых, потому что тогда достаточно было для них того, что живет с ними Сын Божий; во-вторых, потому что тогда еще не был уничтожен грех, так как не был заклан Агнец, взявший на Себя грех мира, – а если не был уничтожен грех, то не последовало этого примирения, то нельзя было и сообщить дар Святого Духа. А когда состоялось это примирение, когда апостолы шли на опасность и приближалась борьба, а следовательно была необходимость в увещателе, – тогда и приходит другой Утешитель. Почему Дух Святой не пришел тотчас же после Воскресения Сына Божия? Чтобы ученики, возымев наперед сильное желание, потом приняли Его с великой радостью. Пока был с ними Иисус Христос, они не особенно печалились, но когда Он разлучился с ними, тогда, лишившись помощи, пребывая в постоянном страхе и печали, они готовы были с особенной радостью принять Святого Духа. Подобно тому как Бог Отец мог привести все в бытие, однако привел все в бытие Сын Божий, чтобы мы узнали Его силу и Божество, – так и Сын Божий мог совершить в учениках все, что следовало совершить другому Утешителю, однако совершил все это Дух Святой, чтобы мы узнали и Его силу и Божество (Так как относительно Бога Отца никто не сомневался, а о Сыне Божием и Святом Духе почти ничего не знали, поэтому Сын Божий, воплотившись, живет с людьми, а Дух Святой действует другим образом. Кроме того – так как о Боге Отце ученики много слышали, видели также часто Божественные дела и Сына Божия, а о достоинстве Духа Святого они ничего не знали и не слышали, – поэтому они делаются более совершенными от действия Святого Духа, чтобы знали и Его Божество. Поэтому также и в Божественном Крещении воспринимается Животворящая Троица не потому, что для возрождения человека не достаточно было одной Ипостаси, но чтобы общим призыванием обозначить общность Божества Трех Лиц).
- 16.
Вмале, и (ктому) не видите Мене…
погребенного под землею…
и паки вмале, и узрите Мя…
воскресшего из мертвых.
Яко иду ко Отцу.
Переходом Иисус Христос везде называет Свои страдания, показывая этим, что ненадолго Он будет удержан смертью. Возвестив ученикам радостную весть о другом Утешителе, Иисус Христос опять говорит им о печальном, и Он часто так делал и делает, сменяя радостное печальным, чтобы первым утешить смущенных учеников, а вторым – дать новое упражнение ободрившимся. Свыкнувшись с печальным, которое было предсказано на словах, ученики гораздо легче перенесут его потом на деле.
(Ин 14:18), здесь говорится о явлении Господа апостолам по воскресении.
Если стих читать в том объеме, какой он имеет в русском тексте, то лучше для ясности среднее предложение, как вводное, обставить знаками тире и прочесть всё так: «вскоре вы не увидите Меня» – «и опять» (т. е. «а впрочем» или «хотя») «вскоре увидите Меня, – ибо Я иду к Отцу».
- 17.
Реша же от ученик Его к себе: что есть сие, еже глаголет нам: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя, и: яко Аз иду ко Отцу; Глаголаху убо: что сие есть, еже глаголет: вмале; не вемы, что глаголет.
Ст. 17-18: Ученикам показалось, что Иисус Христос говорил им какую-либо притчу, как мы сказали и при толковании Евангелия от Матфея. А может быть, от сильной печали нашла на них такая непонятливость, и хотя они весьма часто слышали об этом, однако так были поражены, как будто никогда ничего подобного не слышали.
- 18.
что сие есть, еже глаголет: вмале; не вемы, что глаголет.
См. Толкование на (Ин 16:17)
- 19.
Разуме же Иисус, яко хотяху Его вопрошати, и рече им: о сем ли стязаетеся между собою, яко рех: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя?
Затем Иисус Христос объясняет то, о чем ученики спрашивали один другого.
- 20.
Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы…
не видя Меня, погребенного под землею…
А мир возрадуется…
т.е. злые люди, думая, что они освободились от Меня.
Вы же печальни будете…
на некоторое время. Смотри, как Иисус Христос сказал: восплачетеся и возрыдаете, и печальни будете, предсказывая постоянство и увеличение скорбей и этим все более и более упражняя учеников к перенесению их.
Но печаль ваша в радость будет
когда вы увидите Меня, уже воскресшего из мертвых. Затем Иисус Христос приводит общеизвестный достоверный пример радости, которая быстро сменяет печаль.
- 21.
Жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея…
т.е. время мучительных болей.
Егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир
Как для рожающей женщины кратковременная скорбь вследствие мук рождения доставляет продолжительную радость о родившемся, так и для вас, как бы так говорит Иисус Христос ученикам, временная печаль о Моей смерти доставит постоянную радость о Моем Воскресении.
- 22.
И вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас.
Никто не отнимет у вас, потому что больше Я уже не буду умирать, и вы уже не будете разлучаться со Мною. Но каким образом Иисус Христос сказал, что женщина радуется потому, что родился человек в мир, между тем как она радуется не этому, а тому, что у нее родился сын? Так сказал Иисус Христос сообразно с теми словами, которые Бог сказал в начале: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт 1:28); значит, прежде всего для мира рождается человек, а после уже и для услуги родителям. Слова эти могут иметь вместе с тем и некоторое таинственное значение: пройдя через смерть, как бы через своего рода утробу, и уничтожив скорбь о смерти, Иисус Христос родился новым Человеком в новый мир, сделался первенцем из мертвых в Царстве Небесном.
- 23.
И в той день Мене не вопросите ничесоже.
В той день, т.е. когда придет Утешитель, Мене не вопросите ничесоже из того, о чем вы теперь спрашиваете, именно – камо идеши? покажи нам Отца и т.п., потому что все это вы узнаете от Утешителя (или иначе: не будет необходимости в том, чтобы Я жил с вами телом – такое значение имеют слова: Мене не вопросите ничесоже, – но, призвав имя Мое, вы получите все, о чем ни попросите. Об этом говорит далее Иисус Христос).
Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам.
А чье имя имеет такую силу, Тот без сомнения есть Бог. Поэтому и Давид, воспевая это имя в различных местах, между прочим говорит: яко чудно имя Твое по всей земли (Пс 8:2), – а также: яко вознесеся имя Того единаго (Пс 148:13). Следует заметить, что удовлетворение просьбы Иисус Христос приписывает иногда Богу Отцу, иногда же Себе, как и многие другие дела, – а здесь и Богу Отцу и Себе, так как прибавляет: во имя Мое. Так нужно объяснять и все те места, где есть такое прибавление (Елика аще чесо просите, разумеется, достойного, полезного).
- 24.
Доселе не просисте ничесоже во имя Мое…
Правда, ученики действовали во имя Иисуса Христа и тогда, когда Он послал их и даровал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь, и всякую немощь (Мф 10:1); но тогда они не просили об этом Бога Отца во имя Иисуса Христа.
Просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет…
чтобы вы, зная, какую силу имеет Мое имя, имели радость совершенную, т.е. великую, сильную.
- 25.
Сия в притчах глаголах вам…
т.е. прикровенно, не вполне ясно, потому что вы от страха и печали не можете быть внимательными и глубже вникать в то, что вам говорится.
Но приидет час, егда ктому в причтах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам.
Наступает время, разумеется – Воскресения Моего, когда Я буду учить вас неприкровенно, прямо, потому что тогда наступит для вас радость. И действительно, Иисус Христос по Воскресении Своем в продолжение сорока дней являлся ученикам и говорил им о Царствии Божием, как повествует книга Деяний (Деян 1:3).
- 26.
В той день во имя Мое воспросите…
День очень часто употребляется вместо: время. Постоянно говорит Иисус Христос ученикам о просьбе во имя Его, чтобы этим убедить их в Своей силе и внушить им безбоязненность.
И не глаголю вам, яко Аз умолю Отца о вас.
Тогда уже Я не скажу вам: Я буду просить Отца о вас.
- 27.
Сам во Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко Аз от Бога изыдох.
Сам Отец тогда будет любить вас, как и Я, потому что вы будете пребывать в любви и вере в Меня.
- 28.
Изыдох от Отца и приидох в мир: (и) паки оставляю мир и иду ко Отцу.
Изыдох, приидох, оставляю, иду – все это и тому подобное Иисус Христос говорит, снисходя к слабому пониманию учеников, как уже часто мы об этом говорили. Как Бог, Он был и в Отце, и в мире, потому что Бог есть существо беспредельное (Слова – изыдох от Отца указывают на то, что Иисус Христос – из существа Бога Отца, т.е. что Он – Истинный Сын Бога Отца, – и приидох в мир – указывают на Его воплощение, равно как и слова: оставляю мир, а: иду ко Отцу – указывают на восстановление Его в прежнем могуществе и славе).
- 29.
Глаголаша Ему ученицы Его: се, ныне не обинуяся глаголеши, а притчи ни коеяже не глаголеши.
Ты ничего не говоришь теперь прикровенно, мы понимаем, что Ты теперь говоришь.
- 30.
Ныне вемы, яко веси вся и не требуеши, да кто Тя вопрошает…
Так говорят ученики потому, что предыдущая речь Спасителя доставила им великое утешение. Они узнали, что Иисус Христос воскреснет и опять будет учить их, – что их будет любить Бог Отец. Первое внушало ученикам надежду на помощь, а второе – уверенность в правоте веры их. Все это они тогда хорошо уже поняли. Итак, ученики говорят: ныне вемы, яко веси вся, даже тайны людей, и не требуеши, да кто Тя вопрошает, о чем хочет узнать, потому что Ты Сам предупреждаешь и разрешаешь недоумение. Так, когда и мы спрашивали друг друга, что означают слова: вмале, и ктому не видите Мене:и паки вмале, и узрите Мя и т.д., хотя мы не обращались к Тебе с вопросом , однако Ты объяснил нам это и успокоил наши мысли.
О сем веруем, яко от Бога изшел еси.
См. Толкование на (Ин 16:31)
- 31.
О сем веруем, яко от Бога изшел еси. Отвеща им Иисус: ныне ли веруете?
Ст. 30-31: Как бы в благодарность Господу за Его прежние слова, ученики сами сказали: поэтому мы вполне веруем, что Ты послан от Бога, что Ты Сын Божий. А Иисус Христос, порицая несовершенную еще веру учеников, сказал: ныне ли совершенно веруете? Еще нет: в этом обличит вас наступившее уже время.
- 32.
Се, грядет час, и ныне прииде, да разыдетеся кийждо во своя и Мене единаго оставите…
Под часом, или временем, Иисус Христос разумеет здесь нападение сообщников Иуды предателя, когда ученики, оставив Его, все бежали, как пишет евангелист Матфей (26, 56), тогда действительно страх обнаружил несовершенную веру учеников, так как они соблазнились несколько страданиями Спасителя.
И несмь един, яко Отец со Мною есть.
Он всегда со Мною, потому что Мы нераздельны.
- 33.
Сия глаголах вам, да во Мне мир имате…
Это сказал Я вам не с тем, чтобы сообщить вам совершенное знание, но чтобы вы не соблазнялись о Мне и не смущались, когда Меня возьмут, свяжут и поведут, когда и многое другое Я претерплю, как Человек.
В мире скорбни будете…
не только в то время, когда Я буду страдать, но вообще до тех пор, пока вы будете жить в этом мире. Настоящая жизнь есть некоторого рода ристалище , место для упражнения борцов за Бога и испытания любящих Меня. Прежде еще Иисус Христос сказал: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф 7:14). А чтобы ученики совершенно не упали духом, слыша, что всю свою жизнь они будут испытывать скорби, Иисус Христос ободряет их, говоря:
Но дерзайте, (яко) Аз победих мир
т.е. зло и злого отца этого мира. Выше было сказано, что князь мира сего осужден (Ин 16:11), т.е. побежден. Итак, не бойтесь: если Учитель победил, то победили и ученики, подражающие своему Учителю. Причиняющие разные бедствия и убивающие тело сами будут побеждены душой вашей, и отняв у вас то, что можно отнять, сами будут побеждены тем, чего отнять нельзя.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Иоанна святое благовествование > Глава 16
Глава 16
Ничего нет для сопоставления.