Глава 12

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Считая священников и левитов главными носителями того духа, который одушевлял послепленную общину, писатель с особенным вниманием останавливается на их списках. Из (Езд 2:62-63) видно, с какой тщательностью велись родословные списки священников. По свидетепьству И. Флавия (), родословные списки велись даже иудейскими священниками, жившими в Египте, Вавилоне и других местах. Потом эти списки представлялись в Иерусалим, где, вероятно, Синедрионом из них составлялась одна родословная книга. В дополнение к этому Евсевий сообщает, что упомянутые родословные записи были уничтожены Иродом. Из ст. 7-го видно, что писатель называет собственно глав священнических и братьев их. По аналогии с гл. XI должно думать, впрочем, что писатель называет не отдельнью личности, а череды, носившие имена тех или иных лиц. Писатель перечисляет 22 имени. Из них 15 имен те же самые, которые приведены уже в (Неем 10:3-9), а остальные иные. Это различие имен не ясно. Весьма вероятно предположение, что при подписи обязательства соблюдать закон некоторые череды (Неем 10:3-9) подписались не своим точным именем, а именем тогдашнего представителя. Поименнованного в ст. 1 Ездру некоторые исследователи отождествляют с Ездрой книжником. Но, по-видимому, это тот Ездра, который в (Неем 10:2) называется Азарией.
  • 3. Шехания, Рехум, Меремоф. Вместо имени Рехум по (Езд 2:36-39); (Неем 10:6) лучше читать: Харим.
  • 7. Это главы священников и братья их, т.е. представители отдельных священнических родов и следующие за ними братья.
  • 10-11. - Список первосвященников. Список является продолжением (1Пар 5:27-41), где исчисляются первосвященники до Иоседека, отца Иисуса. Называемый в ст. 10 Елиашив был первосвященником во время Неемии (ср. (Неем 3:1); (Неем 12:28) О первосв. Иоиаде, называемом у И. Флавия Иудой (), в (Неем 12:28) сообщается, что сын его вступил в родственные отошения с Санаваллатом и за это был изгнан из Иерусалима. Вместо имени сына Иоиады Ионафана, ввиду ст. 22 и 23, лучше читать имя Иоханана или Иоанна (). И. Флавий рассказывает, что этот Иоханан умертвил своего брата Иисуса, и это послужило поводом к осаде Иерусалима Вагозом, полководцем Артаксеркса II-го. Последний названный в ст. 11 первосвященник - Иаддуй. И. Флавий представляет его современником Александра Македонского (336-323). На этом основании некоторые исследователи отрицают даже принадлежность Неемии XII-й гл., а вместе с тем и всей книги. Но от времени Неемии до Александра Макед. (433-330) прошло не много более 100 л. Нет ничего невероятного в том, что Неемия видел Иаддуя в раннем детстве - и называет его в родословной, как кандидата на первосвященство. Если же такое предположение отвергнуть, то можно допустить, что первосвященническая родословная в ст. 11 продолжена уже после Неемии и доведена до Иаддуя.
  • 12-21. - Список священников, глав поколений, из времен первосв. Иоакима. Упоминаемый в ст. 16 Захария из дома Иддо, вероятно, тожествен с пророком Захарией (Зах 1:1) и (Езд 5:1). В ст. 17-м после слов: "из дома Миниамина", несомненно, утрачено имя главы поколения.
  • 22-26. - Список левитов. По ст. 22-му, левиты внесены в запись в дни Елиашива, но, по ст. 26-му, уже во время Иоакима отделения левитов были установлены. Очевидно, во дни Елиашива была сделана только запись, которая, вероятно, исправлялась при следующих первосвященниках. В (Езд 2:40,42), кроме шести отделений привратников, о которых в (Неем 12:1) не говорится, названы только три рода левитов: Иисус, Кадмиил, сыны Асафа. В (Неем 12:1) из времени того же Зоровавеля названы еше Биннуй, Шеревия, Иуда, Матфания, Бакбукия, Унни. Очевидно, после прибытия Зоровавеля еще возвратились представители левитских классов, об организации которых мы не имееем точных сведений. Замечание ст. 22-го: также священники в царствование Дария Персидского не ясно. Упоминание о Дарии Персидском также не определенно. Возможно, что в данном замечании мы имеем позднейшую глоссу.
  • 27. С 27 ст. начинается описание совершенного Неемией торжественного освящения стен Иерусалима. Время этого события не указывается. Но нет никаких оснований отодвигать событие далеко от построения стен, - ко времени, напр., вторичного прибытия Неемии (Ролинсон). По письму палестинских иудеев к египетским, сохраненному в (2Мак 1:18), торжественное освящение стен произошло в 25-й день кислева. Если постройка стен была окончена в Элуле (Неем 6:15), то, по-видимому, освящение было совершено через 3 месяца. Вероятно, освящение совершено было тотчас после того, как осуществлены были заботы об увеличении населений Иерусалима (Неем 7:5); (Неем 11:1), и община дала торжественную клятву соблюдать закон. В ст. 27-м говорится о приготовлении к освящению, именно о приглашении левитов, которые большей частью жили не в самом Иерусалиме, а вблизи его.
  • 28. И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских. Сыновья певцов - участники левитских певческих хоров, приходившие в Иерусалим в определенные дни. Нетофа, нынешний Бен-Нетаф, в 3 мил. к ю.-з. от Иерусалима.
  • 29. Беф-Гаггилгал может быть отождествлено нынешней Джилжилией, лежащей в расстоянии 4 м. к северу от Иерусалима, к западу от дороги в Наблуг. Место оложения Гевы и Азмавета также нужно искать недалеко от Иерусалима на север.
  • 30. Перед началом торжества священники и левиты не только очистились сами, но и очистили народ, ворота и стену. Последнее состояло, как думают на основании (2Пар 29:20) и д., в принесении жертв за грех и всесожжения. Есть также мнение (Рейсса), что очищение людей состояло в предварительных омовениях и посте, а для стен и ворот - в окроплении. Раши предполагает, что оно состояло в удалении костей из бывших в черте города пещер.
  • 31-42. - Для торжества освящения были составлены два хора, которые пошли в противоположные стороны с тем, чтобы сойтись у храма. Место отправления хоров не указано. Но из контекста можно заключить, что шествие началось от ворот Долины, нынешних Яффских. Отсюда один хор шел направо, т.е. на юг, другой на север. За одним хором шел Ездра, а за другим Неемия.
  • 32. Гошаия занимал, по-видимому, около Неемии такое же положение, как и Седекия (ср. (Неем 10:2).
  • 33-34. - Названные в ст. 33-34 имена Кейль считает именами упомянутых выше "начальствующих в Иудее". Но и конструкция стихов (ст. 33: с евр. "и Азария"), и характер имен скорее дают основание видеть в ст. 33-34 список глав священнических, участвовавших в процессии в качестве представителей священства.
  • 35-36. - Священники, отправлявшие извеспые обязанности в процессии. И книжник Ездра впереди них, т.е. впереди всей процессии, следовательно, прямо за хором.
  • 37. Относительно топографических указаний ст. 37 см. примеч. к (Неем 3:15)
  • 38-39. - Об упомянутых в ст. 38-39 пунктах см. прим. к гл. 3.
  • 40. Оба хора сошлись у дома Божия, или на площади к востоку от храмовых зданий.
  • 41-42. - Вероятно, в ст. 41-42 названы участники второй процессии, не упомянутые ранее при описании шествия второго хора.
  • 43. Указание на дальнейшие торжества в день освящения стен.
  • 44. В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам. Замечание: в тот же день не указывает непременно на день освящения стены; замечание имеет характер неопределенный и означает: "в то время". Некоторые экзегеты полагают поэтому, что со ст. 44-го начинается описание деятельности Неемии во второе его прибытие в Иерусалим (Неем 13:4). Но контекст речи скорее дает основание заключать, что писатель имеет в виду время ближайшее, когда в народе еще был тот подъем духа, который переживал он во время освящения стены. Как видно из ст. 44-го, хранение приношений ранее не было упорядочено.
  • 47. Все Израильтяне во дни Зоровавеля и во дни Неемии давали части певцам и привратникам на каждый день. Этим, разумеется, не исключается, что по отношению к отдельным лицам, как видно из (Неем 10:38); (Неем 13:10), приходилось прибегать и к мерам принуждения.
Ничего нет для сопоставления.