- 1-2. - Вся эта глава, за исключением только трех последних стихов, представляет собой продолжение предыдущей речи (с (Ис 51:17) ст.) - о восстановлении Иерусалима. В частности, два первых стиха настоящей главы, особенно выпукло изображают основную тему речи. Сион в них олицетворяется под видом поруганной женщины, поверженной в прах, одетой в рубище и закованной в цепи; и вот этой-то в конец униженной и обесчещенной женщине пророк возвещает полную, обратную метаморфозу - победоносное восстание, одежды величия и уничтожение всяких следов рабства. Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Отряси с себя прах, пленная дочь Сиона... Любопытно отметить, что будущее прославление Сиона описывается в таких чертах, которые составляют почти полную антитезу будущему же поруганию Вавилона: сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле... (Ис 47:1). О том, что здесь нужно разуметь под брачным нарядом Сиона, мы говорили уже выше (см. комм. на (Ис 49:18). Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Иерусалим называется городом святым (букв. городом святости или святилища) потому, что в нем был храм (ср. на евр. молен. ieruschalim codesch). Как в городе святом, в нем не должно быть места для необрезанных и нечистых (ср. (Иез 44:9); (Зах 14:21) - СПб. проф.). Но так как все это пророчество имеет, несомненно, мессианский смысл, то, очевидно, что и в его речи об Иерусалиме, об обрезании и чистоте - не более, как образы или символы для выражения высших идей - духовно-нравственной святости и чистоты, т. е. того самого, что на языке Священного Писания именуется "обрезанием сердца" (Деян 12:51); (Рим 2:28-29); блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский). Следует также отметить весьма близкое родство данного пророчества, не только по содержанию, но и по букве, с одними из раннейших (Ис 35:8) ст. см. наш ком.).
- 3. За ничто вы были проданы и без серебра будете выкуплены. Для изображения картины будущего духовного торжества Сиона, пророк, по своему обыкновению, пользуется красками из различных периодов жизни (прошед., настоящ. и даже будущ.) исторического Израиля. Так, в настоящем стихе он, в качестве подходящего образа, берет факт вавилонского плена и избавления от него, подчеркивая в обоих одну черту - их бескорыстный характер. За ничто вы были проданы... Чтобы правильно понять эти слова, их следует сопоставить с раннейшими: которому из моих заимодавцев Я предал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши... (Ис 51:1). Другая половина фразы и без серебра будете выкуплены еще яснее, хотя и она имеет освещающую ее параллель (Ис 45:13). Всем этим ясно обрисовывается бескорыстно-величественный характер отношения Всевышнего к духовному Израилю, который становится еще очевиднее, при сопоставлении данного места с новозаветными текстами: "не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов; но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца" (1Пет 1:10-19).
- 4-5. - Здесь говорится, что ни в прошлом, ни в настоящем исторического Израиля не было ничего такого, что бы говорило о внутренней устойчивости и жизнеспособности этой нации и что давало бы возможность предположить ее самостоятельную силу. Наоборот, мы имеем только противоположные познания истории, которые, хотя и молчаливы, но тем не менее красноречиво свидетельствуют, что, если эта нация до сих пор еще существует, то, очевидно, уже не своей силой, а помощью Бога.
- 5. Властители их неистовствуют... и постоянно... имя Мое бесславится... Кого здесь нужно понимать под властителями - вавилонское или иудейское правительство? Хотя большинство экзегетов (Orelli, Dillmann, The Pupl. Comm., Властов и др.) и склонны видеть здесь указание на вавилонских властей; но мы не думаем, чтобы это было правильно, и предпочитаем находить здесь характеристику полного внутреннего разложения иудейской нации, приведшего ее и к внешнему политическому краху (ср. (Ис 43:28); (Ис 51:20); (Ис 51:20) - СПб. проф. Еп. Петр, блаженный Иероним и др.). Чрез такое поведение первосвященников и вождей еврейской нации и через всю, вообще печальную политическую судьбу Израиля, имя Господа - покровителя этой нации - несомненно, должно было подвергнуться сильным нареканиям у всех язычников, которые поражение той или другой народности везде объясняли победой одних божеств над другими (Иез 36:20).
- 6. Поэтому народ Мой узнает имя Мое... узнаете в тот день... Переход из области истории в сферу пророчества. Поэтому... т. е. утвердившись и во внешнем своем бессилии и во внутреннем разложении, лучшие представители народа израильского узнают имя Мое - т. е. признают Меня за Мессию, в тот день, т. е. в день откровения нового, благодатного царства. Я тот же, Который сказал: вот Я. Из этих слов очевидно, что понятия "Мессия", "Отрок Мой", "Господь" - тождественны между собою и все одинаково указывают на Вечного, Всемогущего и Неизменного в своих обетованиях Бога.
- 7-8. - Рисуют радостную картину будущего восстановления Иерусалима. Во главе целого сонма глашатаев спасения и мирного процветания Иерусалима идет великий Благовестник, авторитетно провозглашающий Сиону откровение его нового царства. Ему сопутствует множество других проповедников, которые разносят эту благую весть по всем концам земли и которые являются вместе с тем и лучшими свидетелями - очевидцами того, что они проповедуют. Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение... Слова эти, буквально повторенные еще раз у одного из послепленных пророков (Наум 1:15), несомненно, должно относить к Мессии, как это видно из раннейших мест того же пророка Исаии (Ис 41:27); (Ис 40:9) и др.), а также из его известного мессианского текста: "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим..." (Ис 61:1). Воцарился Бог Твой! Пока Израиль был в плену, а Иерусалим лежал в развалинах, Господь - всегдашний покровитель и защитник еврейского народа, на это время как бы отступил от него. Но вот Он снова является к Своему народу и берет на Себя обязанности царя над ними.
- 8. Голос сторожей твоих... и все вместе ликуют... Ближайшими соратниками великого Благовестника, осуществляющими Его миссию, будет целый сонм Его помощников, апостолов и евангелистов (Деян 20:28), на которых апостол Павел распространяет сказанное о Самом Благовестнике (Рим 10:15). Наименование этих соратников "сторожами" раскрывает смысл данного здесь образа. У евреев, как и у многих других народов, существовали особые сторожевые башни, откуда специальные сторожа высматривали приближающуюся опасность и оповещали о ней один другого громким голосом. Здесь представляется дело так, что этими же башнями и сторожами на них воспользовался и Сам Благовестник для возвещения великой радости. И голос сторожей громким радостным эхом прокатился по всему Иерусалиму (ср. (Ис 40:9).
- 9-12. - Идет обычный у автора данной книги торжественно-благодарственный гимн Богу за дарование столь великой радости. Возвещенная Благовестником и Его стражами радость так велика и необычна, что для выражения ее, по слову Спасителя, "вопиют самые камни" (Лк 19:40) - именно, развалины святого города, от лица которого и возносится этот благодарственно-хвалебный гимн Богу-Искупителю. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима... Раньше к подобному же торжеству пророк Исаия призывал весь верный Израиль (Ис 44:23); теперь он тоже повторяет Иерусалиму, разумея, как и в первом случае, под ним лишь достойных граждан Иерусалима, принявших Мессию и нашедших в Нем свое спасение. Все поэтические образы для этой пророческой аллегории взяты из действительной истории. Известно, что Иерусалим был превращен в развалины (Ис 44:26); (Ис 49:19); (Ис 64:10) и что эти развалины были, более или менее, восстановлены, по возвращении из плена. Ибо утешил Господь народ Свой - искупил Иерусалим. Хотя об утешении и искуплении Иерусалима здесь говорится в прошедшем времени, но это обычное у Исаии прошедшее пророческое, свидетельствующее лишь о глубоком убеждении в несомненности будущего.
- 10. И все концы земли увидят спасение Бога нашего. Данное выражение имеет двоякий смысл: прежде всего, оно представляет собой антитезу содержанию 5-го стиха. Как там говорилось, что унижение Иерусалима, по языческим понятиям, было вместе и посрамлением божества, которому поклонялись его жители; так тут, очевидно, раскрывается та мысль, что восстание и спасение Иерусалима будет вместе с тем и победным торжеством Господа перед лицом всего языческого мира. Но, проникая вглубь этого образа и сопоставляя его с контекстом (6 ст.), мы имеем право видеть в нем и намек на универсальный характер того спасения, которое имеет выйти из обновленного Иерусалима: "по всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их". (Ср. (Пс 97:2-3); (Пс 125:2); (Ис 41:5); (Ис 45:6); (Иер 16:9).
- 11-12. - Заключают в себе новую деталь пророчественной картины, основанную на исторических воспоминаниях - на давно прошедшем факте исхода евреев из Египта и их странствования по пустыне Аравийской, и на будущем, по отношению к современникам пророка, но также уже на прошедшем, по отношению к той эпохе, о которой пророк говорит здесь, событии - выхода иудеев из плена вавилонского. Еще блаженный Иероним жаловался, что современные ему иудейские раввины перефразировали текст этих двух стихов таким образом: "выходите из Вавилона и оставьте идолов вавилонских. Выходите из среды его, и те сосуды, которые принес Навуходоносор по взятии Иерусалима (4Цар 25:13-14), несите обратно в храм, после освобождения Киром пленников при Заровавеле и Ездре (Езд 1:7); выйдите же из Вавилона не так, как вы прежде бежали из Египта, - с поспешностью и страхом, а с миром и по воле царя персов и мидян, в котором проявилась воля Господа, защитившего и собравшего вас" (блаженный Иероним, с. 303-304). Но Сам блаженный Иероним, а также блаженный Феодорит, святой Кирилл Александрийский, основываясь на контексте речи (7, 10) разумеют здесь или вообще верующих, или, конкретнее, апостолов и евангелистов, - "святых Иерусалима", которым Бог дает повеление оставить Иерусалим, как город нечестивый, и идти с проповедью о Христе во все страны мира. Лично мы думаем, что самым правильным пониманием данного места будет соединение обоих этих толкований, и перенесением центра тяжести не на историческую, а на моральную почву. Заявив в предыдущем стихе об открытии всемирного спасительного царства Мессии, т. е. новозаветной церкви, пророк приглашает истинных граждан верного Иерусалима вступить в это царство; но предупреждает, что вступление в это царство требует соблюдения необходимых условий - очищения от всякой нравственной порчи, полного отрешения от греховного прошлого, сохранения в не поврежденности и чистоте святыни собственного сердца ("сосуды Господни") и всецелой преданности благой и совершенной воле Божией (впереди вас пойдет Господь и, ... будет стражем позади вас). Но, действительно, все эти моральные истины пророк преподает под покровом символов и аллегорий, заимствуя их, частью, из истории исхода евреев из Египта, а главным образом, из обстоятельств их выхода из вавилонского плена. Этим, разумеется, нисколько не исключается и значение святоотеческого комментария - о постепенном выходе из Иерусалима первых проповедников христианства.
- 13. С 13-15 ст. - начало важнейшего и замечательнейшего из всех ветхозаветных пророчеств - пророчества Исаии о страданиях и прославлении Мессии (Ис 52:13) - (Ис 53:1) гл.). "Конец 52 гл. - по справедливому отзыву одного специального экзегета ее, - представляет как бы краткое резюме всей 53-ой главы, когда в немногих словах изображает унижение Посланника Божия и следующее за ним дивное прославление, выражаемое в форме преклонения царей и народов" (И. Григорьев. "Пророч. Исаии о Мессии и Его царстве", с. 203. Каз. 1902). Логическая связь этого нового пророчества с раннейшим довольно ясна: историческая судьба Израиля и Иерусалима служат прообразом в истории Самого Мессии. Как Израиль и его святой город дошли сначала до состояния крайнего унижения (один - в плену, другой - в развалинах), а затем, по смыслу данного им пророчества, имеют достигнуть всемирной известности и славы (9-10); так и Мессии первоначально предстоит состояние крайнего уничижения, а затем - величайшего прославления. Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится. Это - то же лицо, о котором все время говорилось и выше, т. е, Мессия (Ис 42:1); (Ис 49:1-3); (Ис 50:1-10) Ср. так же (Зах 3:8). Так именно понимала и толковала эти слова вся древнееврейская и христианская традиция (См. в конце 53 главы). Вместо будет благоуспешен LXX и славянский переводят: се уразýмеет;). В подборе синонимичных глаголов - возвысится, вознесется и возвеличится - экзегеты усматривают целую градацию постепенного восхождения Мессии от славы в славу; причем некоторые довольно остроумно, соответственно трем данным понятиям - naba, naschscha jadim - различают и три главных момента прославления, воскресение Мессии, Его вознесение на небо и восседание одесную Бога Отца (Dillmann).
- 14-15. - Составляют один сравнительный период, в котором ст. 14 есть προτασις (повышение), а ст. 15 - αποδοσις (понижение). Логическим подлежащим этого периода служит тот, о котором в предыдущем стихе Господь сказал - Отрок Мой. Здесь, в этом периоде, конкретнее раскрывается мысль ст. 13 о возвеличении Мессии в сознании человечества. Степень такого возвеличения соответствует степени удивления человечества перед личностью Сына Божьего, созерцаемой в момент ее унижения (Комм. СПб. проф.). Как многие изумлялись... Действительно, состояние крайнего уничтожения и даже позорной смерти, которое добровольно воспринял на Себя Мессия, ради нашего спасения, послужило главным камнем претыкания и соблазна для многих, потому что оно слишком резко расходилось с широко-чувственными представлениями о Мессии и Его царстве (Ис 8:14); (Лк 2:34). В качестве параллели этому стиху, нельзя не указать на (Ис 50:6), а также и на начало след. 53 гл. (Ис 53:2-9).
- 15. Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют перед Ним уста свои... Снова изумление, но уже совершенно обратного характера, по поводу дивного преображения униженного Раба в величайшего Властелина. Все народы и их цари будут настолько поражены новым чудом, что не в состоянии будут раскрыть рта от удивления, чтобы выразить его словами (ср. (Иов 29:9). Вся сила антитезы заключается здесь в сопоставлении понятий: "Раб" и "царь". Упоминание о царе невольно влечет нашу мысль к раннейшему повествованию того же пророка, где говорилось, что цари и царицы первыми поклонятся Христу и поведут к Нему свои народы (Ис 49:23), а также 7 ст.).
Ничего нет для сопоставления.