- 1. Когда узнал Никанор,
что бывшие с Иудою находятся в стране Самарийской,
то думал совершенно безнаказанно напасть на них в день покоя. - 2. Когда же поневоле сопровождавшие его Иудеи говорили:
«не губи их так жестоко и бесчеловечно,
воздай честь дню, освященному Всевидящим»; - 3. тогда этот нечестивец спросил:
«неужели есть Владыка на небе,
повелевший праздновать день субботний?» - 4. И когда они отвечали: «есть живый Господь, Владыка небесный,
повелевший чтить седьмый день», - 5. то он сказал: «а я — господин на земле,
повелевающий взять оружие и исполнять царскую службу».
Впрочем он не успел совершить своего умысла. - 6. Превозносясь с великою гордостью,
Никанор думал одержать всеобщую победу над бывшими с Иудою. - 7. Маккавей же не переставал надеяться с полною уверенностью,
что получит заступление от Господа. - 8. Он убеждал бывших с ним не страшиться нашествия язычников,
но, воспоминая прежде бывшие опыты небесной помощи,
и ныне ожидать себе победы и помощи от Вседержителя. - 9. Утешая их обетованиями закона и пророков,
припоминая им подвиги, совершенные ими самими,
он одушевил их мужеством. - 10. Возбуждая дух их, он убеждал их,
указывая притом на вероломство язычников и нарушение ими клятв. - 11. Вооружил же он каждого не столько крепкими щитами и копьями,
сколько убедительными добрыми речами,
и притом всех обрадовал рассказом
о достойном вероятия сновидении. - 12. Видение же его было такое: он видел Онию,
бывшего первосвященника, мужа честного и доброго,
почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах,
издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, —
видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. - 13. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою,
окруженный дивным и необычайным величием. - 14. И сказал Ония: это братолюбец,
который много молится о народе и святом городе, Иеремия,
пророк Божий. - 15. Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч
и, подавая его, сказал: - 16. возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов.
- 17. Утешенные столь добрыми речами Иуды,
которые могли возбуждать к мужеству и укреплять сердца юных,
Иудеи решились не располагаться станом, а отважно напасть
и, с полным мужеством вступив в бой, решить дело,
ибо город и святыня и храм находились в опасности. - 18. Борьба за жен и детей, братьев и родных
казалась им делом менее важным;
величайшее и преимущественное опасение было за святый храм. - 19. Для тех, которые остались в городе,
также немало было беспокойства,
ибо они тревожились о сражении, имеющем быть в поле. - 20. Итак, когда все ожидали, что наступает решение дела,
когда враги уже соединились и войско было поставлено в строй,
слоны размещены в надлежащих местах
и конница расположена по сторонам, — - 21. Маккавей, видя наступление многочисленного войска,
пестроту приготовленного оружия и свирепость зверей,
простер руки к небу и призывал Господа,
творящего чудеса и всевидящего,
зная, что не оружием одерживается победа,
но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным. - 22. В молитве своей он так говорил:
Ты, Господи, при Езекии, царе Иудейском,
послал Ангела, — и он поразил из полка Сеннахиримова
сто восемьдесят пять тысяч. - 23. И ныне, Господи небес,
пошли доброго Ангела пред нами на страх и трепет врагам. - 24. Силою мышцы Твоей да будут поражены
пришедшие с хулением на святый народ Твой.
Сим он кончил. - 25. Бывшие с Никанором шли со звуком труб и криками,
- 26. а находившиеся с Иудою с призыванием и молитвами
вступили в сражение с неприятелями. - 27. Руками сражаясь, а сердцами молясь Богу,
они избили не менее тридцати пяти тысяч,
весьма обрадованные видимою помощью Божиею. - 28. Окончив дело и радостно возвращаясь,
они узнали, что Никанор пал в своем всеоружии. - 29. Когда крик и шум утихли,
они восхвалили Господа на отечественном языке. - 30. Тогда Иуда, первоподвижник за сограждан и телом и душею,
и лучшие лета свои сохранивший для одноплеменников,
дал приказание, чтобы отсекли голову Никанора и руку с плечом
и несли в Иерусалим. - 31. Придя туда, он созвал одноплеменников
и поставил пред жертвенником священников,
призвал и тех, которые находились в крепости, - 32. и, показав голову скверного Никанора и руку злохульника,
которую он простирал на святый дом Вседержителя и превозносился, - 33. приказал вырезать язык у нечестивого Никанора
и, раздробив его, разбросать птицам,
руку же безумца повесить против храма. - 34. Тогда все, обращаясь к небу, прославляли явившего помощь Господа,
и говорили: благословен Сохранивший неоскверненным место Свое! - 35. Голову же Никанора повесил он на крепости
в видимое для всех и ясное знамение помощи Господней. - 36. И все общим приговором определили:
никогда не оставлять без торжества день сей,
чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатого месяца,
называемого на Сирском языке Адаром, за день до дня Мардохеева. - 37. Так окончилось дело с Никанором;
и как с того времени город остался во власти Евреев,
то я и кончу здесь мое слово. - 38. Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал;
если же слабо и посредственно,
то я сделал то, что было по силам моим. - 39. Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду,
между тем вино, смешанное с водою,
сладко и доставляет удовольствие;
так и состав сочинения
приятно занимает слух читателя при соразмерности.
Здесь да будет конец.
Ничего нет для сопоставления.