- 1. Список послания, которое послал Иеремия к пленникам,
отводимым в Вавилон царем Вавилонским,
чтобы возвестить им, что повелено ему Богом. - 2. За грехи, которыми вы согрешили пред Богом,
будете отведены пленниками в Вавилон
Навуходоносором, царем Вавилонским. - 3. Войдя в Вавилон,
вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов;
после же сего Я выведу вас оттуда с миром. - 4. Теперь вы увидите в Вавилоне
богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах,
внушающих страх язычникам. - 5. Берегитесь же,
чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам,
и чтобы страх пред ними не овладел и вами.
Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними,
скажите в уме: «Тебе должно поклоняться, Владыко!» - 6. Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших.
- 7. Язык их выстроган художником,
и сами они оправлены в золото и серебро;
но они ложные, и не могут говорить. - 8. И как бы для девицы, любящей украшение, берут они золото,
и приготовляют венцы на головы богов своих. - 9. Бывает также, что жрецы похищают у богов своих золото и серебро
и употребляют его на себя самих; - 10. уделяют из того и блудницам под их кровом;
украшают богов золотых и серебряных и деревянных одеждами,
как людей. - 11. Но они не спасаются от ржавчины и моли,
хотя облечены в пурпуровую одежду. - 12. Обтирают лице их от пыли в капище, которой на них очень много.
- 13. Имеет и скипетр, как человек — судья страны,
но он не может умертвить виновного пред ним. - 14. Имеет меч в правой руке и секиру,
а себя самого от войска и разбойников не защитит:
отсюда познается, что они не боги;
итак не бойтесь их. - 15. Ибо, как разбитый сосуд делается бесполезным для человека,
так и боги их. - 16. После того, как они поставлены в капищах,
глаза их полны пыли от ног входящих. - 17. И как у нанесшего оскорбление царю заграждаются входы в жилье,
когда он отводится на смерть,
так капища их охраняют жрецы их дверями и замками и засовами,
чтобы они не были ограблены разбойниками; - 18. зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих,
а они ни одного из них не могут видеть. - 19. Они как бревно в доме;
сердца их, говорят, точат черви земляные,
и съедают их самих и одежду их, — а они не чувствуют. - 20. Лица их черны от курения в капищах.
- 21. На тело их и на головы их налетают летучие мыши
и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. - 22. Из этого уразумеете, что это не боги;
итак не бойтесь их. - 23. Если кто не очистит от ржавчины золота,
которым они обложены для красы, то они не будут блестеть;
и когда выливали их, они не чувствовали. - 24. За большую цену они куплены, а духа нет в них.
- 25. Безногие, они носятся на плечах,
показывая чрез то свою ничтожность людям;
посрамляются же и служащие им; - 26. потому что, в случае падения их на землю,
сами собою они не могут встать;
также, если бы кто поставил их прямо,
не могут сами собою двигаться
и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться;
но как перед мертвыми полагают перед ними дары. - 27. Жертвы их жрецы продают и злоупотребляют ими;
равно и жены их часть из них солят,
и ничего не уделяют ни нищему, ни больному. - 28. К жертвам их прикасаются женщины нечистые и родильницы.
Итак, познав из сего, что они не боги, не бойтесь их. - 29. Как же назвать их богами?
женщины приносят жертвы
этим серебряным и золотым и деревянным богам. - 30. И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах,
с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами: - 31. ревут они с воплем пред своими богами,
как иные на поминках по умершим. - 32. Некоторые из одежд их жрецы берут себе
и одевают ими своих жен и детей. - 33. Если испытывают от кого-либо злое или доброе, не могут воздать;
не могут поставить царя, ни низложить его. - 34. Равно ни богатства,
ни даже мелкой медной монеты они не могут дать.
Если кто, обещав им обет, не исполнил бы его, не взыщут. - 35. От смерти человека не избавят,
ни слабейшего у сильного не отнимут; - 36. человеку слепому не возвратят зрения;
человеку в нужде не помогут; - 37. вдове не окажут сострадания, и сироте не сделают добра.
- 38. Камням из гор подобны эти боги
деревянные и оправленные в золото и серебро, —
и служащие им посрамятся. - 39. Как же можно подумать или сказать, что они боги?
- 40. К тому же сами Халдеи обращаются с ними непочтительно:
они, когда увидят немого, не могущего говорить,
приносят его к Ваалу и требуют, чтобы он говорил,
как будто он может чувствовать. - 41. И не могут они, заметив это, оставить их,
потому что не имеют смысла. - 42. Женщины, обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах,
сожигая курение из оливковых зерен. - 43. И когда какая-либо из них,
увлеченная проходящим, переспит с ним, —
попрекает своей подруге, что та не удостоена того же, как она,
и что перевязь ее не разорвана. - 44. Все, совершающееся у них, ложно.
Посему как можно думать или говорить, что они боги? - 45. Устроены они художниками и плавильщиками золота;
не чем иным они не делаются, как тем,
чем желали их сделать художники. - 46. И те, которые приготовляют их, не бывают долговечны;
- 47. как же сделанные ими могут быть богами?
Они оставили по себе ложь и срам своим потомкам. - 48. Когда постигают их война и бедствия,
жрецы совещаются между собою, где бы им скрыться с ними. - 49. Как же не понять, что те не боги,
которые самих себя не спасают ни от войн, ни от бедствий? - 50. Так как они деревянные и оправленные в золото и серебро,
то можно познать, что они ложь;
всем народам и царям сделается ясным,
что это не боги, а дела рук человеческих,
и в них нет никакого действия божественного. - 51. Кому же после сего не понятно, что они не боги?
- 52. Царя стране они не поставят, дождя людям не дадут;
- 53. суда не рассудят, обидимого не защитят, будучи бессильны,
- 54. как вороны, находящиеся между небом и землею.
Ибо и в том случае, когда подверглось бы пожару капище
богов деревянных или оправленных в золото и серебро,
жрецы их убегут и спасутся, —
а они сами, как бревна в средине, сгорят. - 55. Ни царю, ни врагам они не могут противостать.
Как же можно принять или подумать, что они боги? - 56. Ни от воров, ни от грабителей не могут охранить самих себя
эти боги, деревянные и оправленные в серебро и золото: - 57. превосходя их силою, они снимают золото и серебро
и одежды, которые на них, и уходят с добычею,
а эти себе самим не в силах помочь. - 58. Поэтому лучше царь, выказывающий мужество,
или полезный в доме сосуд, который употребляет хозяин,
нежели ложные боги;
или лучше дверь в доме, охраняющая в нем имущество,
нежели ложные боги,
или лучше деревянный столп в царском дворце,
нежели ложные боги. - 59. Солнце и луна и звезды,
будучи светлы и посылаемы ради потребности, благопослушны. - 60. Также и молния каждый раз, как является, ясно видима;
также ветер во всякой стране веет. - 61. И облака, когда повелит им Бог пройти над всею вселенною,
исполняют повеление. - 62. Тоже огонь, свыше ниспосылаемый для истребления гор и лесов,
делает, что назначено;
а эти не подобны им ни видом, ни силами. - 63. Почему же можно подумать или сказать, что они боги,
когда они несильны ни суда рассудить, ни добра делать людям? - 64. Итак зная, что они не боги, не бойтесь их.
- 65. Царей они ни проклянут, ни благословят;
- 66. знамений не покажут на небе и пред народами;
не осветят, как солнце, и не осияют, как луна. - 67. Звери лучше их: они, убегая под кров, могут помочь себе.
- 68. Итак ни из чего не видно нам, что они боги;
посему не бойтесь их. - 69. Как пугало в огороде ничего не сбережет,
так и их деревянные, оправленные в золото и серебро боги. - 70. Равным образом их деревянные, оправленные в золото и серебро
боги подобны терновому кусту в саду,
на который садятся всякие птицы,
также и трупу, брошенному во тьме. - 71. Из пурпура и червленицы, которые истлевают на них,
вы можете уразуметь, что они не боги;
да и сами они будут наконец съедены и будут позором в стране. - 72. Итак лучше человек праведный, не имеющий идолов,
ибо он — далеко от позора.
Ничего нет для сопоставления.