Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1
  • 1. Список послания, которое послал Иеремия к пленникам,
    отводимым в Вавилон царем Вавилонским,
    чтобы возвестить им, что повелено ему Богом.
  • 2. За грехи, которыми вы согрешили пред Богом,
    будете отведены пленниками в Вавилон
    Навуходоносором, царем Вавилонским.
  • 3. Войдя в Вавилон,
    вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов;
    после же сего Я выведу вас оттуда с миром.
  • 4. Теперь вы увидите в Вавилоне
    богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах,
    внушающих страх язычникам.
  • 5. Берегитесь же,
    чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам,
    и чтобы страх пред ними не овладел и вами.
    Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними,
    скажите в уме: «Тебе должно поклоняться, Владыко!»
  • 6. Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших.
  • 7. Язык их выстроган художником,
    и сами они оправлены в золото и серебро;
    но они ложные, и не могут говорить.
  • 8. И как бы для девицы, любящей украшение, берут они золото,
    и приготовляют венцы на головы богов своих.
  • 9. Бывает также, что жрецы похищают у богов своих золото и серебро
    и употребляют его на себя самих;
  • 10. уделяют из того и блудницам под их кровом;
    украшают богов золотых и серебряных и деревянных одеждами,
    как людей.
  • 11. Но они не спасаются от ржавчины и моли,
    хотя облечены в пурпуровую одежду.
  • 12. Обтирают лице их от пыли в капище, которой на них очень много.
  • 13. Имеет и скипетр, как человек — судья страны,
    но он не может умертвить виновного пред ним.
  • 14. Имеет меч в правой руке и секиру,
    а себя самого от войска и разбойников не защитит:
    отсюда познается, что они не боги;
    итак не бойтесь их.
  • 15. Ибо, как разбитый сосуд делается бесполезным для человека,
    так и боги их.
  • 16. После того, как они поставлены в капищах,
    глаза их полны пыли от ног входящих.
  • 17. И как у нанесшего оскорбление царю заграждаются входы в жилье,
    когда он отводится на смерть,
     так капища их охраняют жрецы их дверями и замками и засовами,
    чтобы они не были ограблены разбойниками;
  • 18. зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих,
    а они ни одного из них не могут видеть.
  • 19. Они как бревно в доме;
    сердца их, говорят, точат черви земляные,
    и съедают их самих и одежду их, — а они не чувствуют.
  • 20. Лица их черны от курения в капищах.
  • 21. На тело их и на головы их налетают летучие мыши
    и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки.
  • 22. Из этого уразумеете, что это не боги;
    итак не бойтесь их.
  • 23. Если кто не очистит от ржавчины золота,
    которым они обложены для красы, то они не будут блестеть;
    и когда выливали их, они не чувствовали.
  • 24. За большую цену они куплены, а духа нет в них.
  • 25. Безногие, они носятся на плечах,
    показывая чрез то свою ничтожность людям;
    посрамляются же и служащие им;
  • 26. потому что, в случае падения их на землю,
    сами собою они не могут встать;
    также, если бы кто поставил их прямо,
    не могут сами собою двигаться
    и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться;
    но как перед мертвыми полагают перед ними дары.
  • 27. Жертвы их жрецы продают и злоупотребляют ими;
    равно и жены их часть из них солят,
    и ничего не уделяют ни нищему, ни больному.
  • 28. К жертвам их прикасаются женщины нечистые и родильницы.
    Итак, познав из сего, что они не боги, не бойтесь их.
  • 29. Как же назвать их богами?
    женщины приносят жертвы
    этим серебряным и золотым и деревянным богам.
  • 30. И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах,
    с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами:
  • 31. ревут они с воплем пред своими богами,
    как иные на поминках по умершим.
  • 32. Некоторые из одежд их жрецы берут себе
    и одевают ими своих жен и детей.
  • 33. Если испытывают от кого-либо злое или доброе, не могут воздать;
    не могут поставить царя, ни низложить его.
  • 34. Равно ни богатства,
    ни даже мелкой медной монеты они не могут дать.
    Если кто, обещав им обет, не исполнил бы его, не взыщут.
  • 35. От смерти человека не избавят,
    ни слабейшего у сильного не отнимут;
  • 36. человеку слепому не возвратят зрения;
    человеку в нужде не помогут;
  • 37. вдове не окажут сострадания, и сироте не сделают добра.
  • 38. Камням из гор подобны эти боги
    деревянные и оправленные в золото и серебро, —
    и служащие им посрамятся.
  • 39. Как же можно подумать или сказать, что они боги?
  • 40. К тому же сами Халдеи обращаются с ними непочтительно:
    они, когда увидят немого, не могущего говорить,
    приносят его к Ваалу и требуют, чтобы он говорил,
    как будто он может чувствовать.
  • 41. И не могут они, заметив это, оставить их,
    потому что не имеют смысла.
  • 42. Женщины, обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах,
    сожигая курение из оливковых зерен.
  • 43. И когда какая-либо из них,
    увлеченная проходящим, переспит с ним, —
    попрекает своей подруге, что та не удостоена того же, как она,
    и что перевязь ее не разорвана.
  • 44. Все, совершающееся у них, ложно.
    Посему как можно думать или говорить, что они боги?
  • 45. Устроены они художниками и плавильщиками золота;
    не чем иным они не делаются, как тем,
    чем желали их сделать художники.
  • 46. И те, которые приготовляют их, не бывают долговечны;
  • 47. как же сделанные ими могут быть богами?
    Они оставили по себе ложь и срам своим потомкам.
  • 48. Когда постигают их война и бедствия,
    жрецы совещаются между собою, где бы им скрыться с ними.
  • 49. Как же не понять, что те не боги,
    которые самих себя не спасают ни от войн, ни от бедствий?
  • 50. Так как они деревянные и оправленные в золото и серебро,
    то можно познать, что они ложь;
    всем народам и царям сделается ясным,
    что это не боги, а дела рук человеческих,
    и в них нет никакого действия божественного.
  • 51. Кому же после сего не понятно, что они не боги?
  • 52. Царя стране они не поставят, дождя людям не дадут;
  • 53. суда не рассудят, обидимого не защитят, будучи бессильны,
  • 54. как вороны, находящиеся между небом и землею.
    Ибо и в том случае, когда подверглось бы пожару капище
    богов деревянных или оправленных в золото и серебро,
    жрецы их убегут и спасутся, —
    а они сами, как бревна в средине, сгорят.
  • 55. Ни царю, ни врагам они не могут противостать.
    Как же можно принять или подумать, что они боги?
  • 56. Ни от воров, ни от грабителей не могут охранить самих себя
    эти боги, деревянные и оправленные в серебро и золото:
  • 57. превосходя их силою, они снимают золото и серебро
    и одежды, которые на них, и уходят с добычею,
    а эти себе самим не в силах помочь.
  • 58. Поэтому лучше царь, выказывающий мужество,
    или полезный в доме сосуд, который употребляет хозяин,
    нежели ложные боги;
    или лучше дверь в доме, охраняющая в нем имущество,
    нежели ложные боги,
    или лучше деревянный столп в царском дворце,
    нежели ложные боги.
  • 59. Солнце и луна и звезды,
    будучи светлы и посылаемы ради потребности, благопослушны.
  • 60. Также и молния каждый раз, как является, ясно видима;
    также ветер во всякой стране веет.
  • 61. И облака, когда повелит им Бог пройти над всею вселенною,
    исполняют повеление.
  • 62. Тоже огонь, свыше ниспосылаемый для истребления гор и лесов,
    делает, что назначено;
    а эти не подобны им ни видом, ни силами.
  • 63. Почему же можно подумать или сказать, что они боги,
    когда они несильны ни суда рассудить, ни добра делать людям?
  • 64. Итак зная, что они не боги, не бойтесь их.
  • 65. Царей они ни проклянут, ни благословят;
  • 66. знамений не покажут на небе и пред народами;
    не осветят, как солнце, и не осияют, как луна.
  • 67. Звери лучше их: они, убегая под кров, могут помочь себе.
  • 68. Итак ни из чего не видно нам, что они боги;
    посему не бойтесь их.
  • 69. Как пугало в огороде ничего не сбережет,
    так и их деревянные, оправленные в золото и серебро боги.
  • 70. Равным образом их деревянные, оправленные в золото и серебро
    боги подобны терновому кусту в саду,
    на который садятся всякие птицы,
    также и трупу, брошенному во тьме.
  • 71. Из пурпура и червленицы, которые истлевают на них,
    вы можете уразуметь, что они не боги;
    да и сами они будут наконец съедены и будут позором в стране.
  • 72. Итак лучше человек праведный, не имеющий идолов,
    ибо он — далеко от позора.