- 1. Подлинно суетны по природе все люди,
у которых не было ведения о Боге,
которые из видимых совершенств не могли познать Сущего
и, взирая на дела, не познали Виновника, - 2. а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер,
или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду,
или небесные светила. - 3. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов,
то должны были бы познать, сколько лучше их Господь,
ибо Он, Виновник красоты, создал их. - 4. А если удивлялись силе и действию их,
то должны были бы узнать из них,
сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; - 5. ибо от величия красоты созданий
сравнительно познается Виновник бытия их. - 6. Впрочем они меньше заслуживают порицания,
ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его: - 7. потому что, обращаясь к делам Его,
они исследывают и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно. - 8. Но и они неизвинительны:
- 9. если они столько могли разуметь,
что в состоянии были исследывать временный мир,
то почему они тотчас не обрели Господа его? - 10. Но более жалки те, и надежды их — на бездушных,
которые называют богами дела рук человеческих,
золото и серебро, изделия художества, изображения животных,
или негодный камень, дело давней руки. - 11. Или какой-либо древодел,
вырубив годное дерево, искусно снял с него всю кору
и, обделав красиво, устроил из него сосуд,
полезный к употреблению в жизни, - 12. а обрезки от работы употребил на приготовление пищи и насытился;
- 13. один же из обрезков, ни к чему не годный,
дерево кривое и сучковатое, взяв,
старательно округлил на досуге
и, с опытностью знатока обделав его, уподобил его образу человека, - 14. или сделал подобным какому-нибудь низкому животному,
намазал суриком и покрыл краскою поверхность его,
и закрасил в нем всякий недостаток, - 15. и, устроив для него достойное его место,
повесил его на стене, укрепив железом. - 16. Итак, чтобы произведение его не упало, он наперед озаботился,
зная, что оно само себе помочь не может,
ибо это кумир и имеет нужду в помощи. - 17. Молясь же пред ним о своих стяжаниях,
о браке и о детях, он не стыдится говорить бездушному, - 18. и о здоровье взывает к немощному,
о жизни просит мертвое,
о помощи умоляет совершенно неспособное,
о путешествии — не могущее ступить, - 19. о прибытке,
о ремесле и об успехе рук — совсем не могущее делать руками,
о силе просит самое бессильное.
Ничего нет для сопоставления.