Глава 13

  • 1. Подлинно суетны по природе все люди,
    у которых не было ведения о Боге,
    которые из видимых совершенств не могли познать Сущего
    и, взирая на дела, не познали Виновника,
  • 2. а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер,
    или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду,
    или небесные светила.
  • 3. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов,
    то должны были бы познать, сколько лучше их Господь,
    ибо Он, Виновник красоты, создал их.
  • 4. А если удивлялись силе и действию их,
    то должны были бы узнать из них,
    сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их;
  • 5. ибо от величия красоты созданий
    сравнительно познается Виновник бытия их.
  • 6. Впрочем они меньше заслуживают порицания,
    ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его:
  • 7. потому что, обращаясь к делам Его,
    они исследывают и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно.
  • 8. Но и они неизвинительны:
  • 9. если они столько могли разуметь,
    что в состоянии были исследывать временный мир,
    то почему они тотчас не обрели Господа его?
  • 10. Но более жалки те, и надежды их — на бездушных,
    которые называют богами дела рук человеческих,
    золото и серебро, изделия художества, изображения животных,
    или негодный камень, дело давней руки.
  • 11. Или какой-либо древодел,
    вырубив годное дерево, искусно снял с него всю кору
    и, обделав красиво, устроил из него сосуд,
    полезный к употреблению в жизни,
  • 12. а обрезки от работы употребил на приготовление пищи и насытился;
  • 13. один же из обрезков, ни к чему не годный,
    дерево кривое и сучковатое, взяв,
    старательно округлил на досуге
    и, с опытностью знатока обделав его, уподобил его образу человека,
  • 14. или сделал подобным какому-нибудь низкому животному,
    намазал суриком и покрыл краскою поверхность его,
    и закрасил в нем всякий недостаток,
  • 15. и, устроив для него достойное его место,
    повесил его на стене, укрепив железом.
  • 16. Итак, чтобы произведение его не упало, он наперед озаботился,
    зная, что оно само себе помочь не может,
    ибо это кумир и имеет нужду в помощи.
  • 17. Молясь же пред ним о своих стяжаниях,
    о браке и о детях, он не стыдится говорить бездушному,
  • 18. и о здоровье взывает к немощному,
    о жизни просит мертвое,
    о помощи умоляет совершенно неспособное,
    о путешествии — не могущее ступить,
  • 19. о прибытке,
    о ремесле и об успехе рук — совсем не могущее делать руками,
    о силе просит самое бессильное.