- 1. Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны,
призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля; - 2. ибо стремление к приобретениям выдумало оный,
а художник искусно устроил, - 3. но промысл Твой, Отец, управляет кораблем,
ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, - 4. показывая, что Ты можешь от всего спасать,
хотя бы кто отправлялся в море и без искусства. - 5. Ты хочешь, чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости;
поэтому люди вверяют свою жизнь малейшему дереву
и спасаются, проходя по волнам на ладье. - 6. Ибо и вначале,
когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира,
управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю,
оставила миру семя рода. - 7. Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!
- 8. А это рукотворенное проклято
и само, и сделавший его — за то, что сделал;
а это тленное названо богом. - 9. Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его;
- 10. и сделанное вместе со сделавшим будет наказано.
- 11. Посему и на идолов языческих будет суд,
так как они среди создания Божия сделались мерзостью,
соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных. - 12. Ибо вымысл идолов — начало блуда,
и изобретение их — растление жизни. - 13. Не было их вначале, и не во веки они будут.
- 14. Они вошли в мир по человеческому тщеславию,
и потому близкий сужден им конец. - 15. Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне,
сделав изображение его, как уже мертвого человека,
затем стал почитать его, как бога,
и передал подвластным тайны и жертвоприношения. - 16. Потом утвердившийся временем
этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон,
и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество. - 17. Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства,
того отдаленное лицо они изображали:
делали видимый образ почитаемого царя,
дабы этим усердием польстить отсутствующему,
как бы присутствующему. - 18. К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника,
- 19. ибо он, желая, может быть, угодить властителю,
постарался искусством сделать подобие покрасивее; - 20. а народ, увлеченный красотою отделки,
незадолго пред тем почитаемого, как человека,
признал теперь божеством. - 21. И это было соблазном для людей,
потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству,
несообщимое Имя прилагали к камням и деревам. - 22. Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге,
но они, живя в великой борьбе невежества,
такое великое зло называют миром. - 23. Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны,
или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества, - 24. они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого
или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. - 25. Всеми же без различия обладают кровь и убийство,
хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж,
клятвопреступление, расхищение имуществ, - 26. забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов,
бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство. - 27. Служение идолам, недостойным именования,
есть начало и причина, и конец всякого зла, - 28. ибо они или веселясь неистовствуют, или прорицают ложь,
или живут беззаконно, или скоро нарушают клятву. - 29. Надеясь на бездушных идолов,
они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся. - 30. Но за то и другое придет на них осуждение,
и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам,
и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое. - 31. Ибо не сила тех, которыми они клянутся,
но суд над согрешающими следует всегда
за преступлением неправедных.
Ничего нет для сопоставления.