Глава 14

  • 1. Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны,
    призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля;
  • 2. ибо стремление к приобретениям выдумало оный,
    а художник искусно устроил,
  • 3. но промысл Твой, Отец, управляет кораблем,
    ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах,
  • 4. показывая, что Ты можешь от всего спасать,
    хотя бы кто отправлялся в море и без искусства.
  • 5. Ты хочешь, чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости;
    поэтому люди вверяют свою жизнь малейшему дереву
    и спасаются, проходя по волнам на ладье.
  • 6. Ибо и вначале,
    когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира,
    управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю,
    оставила миру семя рода.
  • 7. Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!
  • 8. А это рукотворенное проклято
    и само, и сделавший его — за то, что сделал;
    а это тленное названо богом.
  • 9. Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его;
  • 10. и сделанное вместе со сделавшим будет наказано.
  • 11. Посему и на идолов языческих будет суд,
    так как они среди создания Божия сделались мерзостью,
    соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных.
  • 12. Ибо вымысл идолов — начало блуда,
    и изобретение их — растление жизни.
  • 13. Не было их вначале, и не во веки они будут.
  • 14. Они вошли в мир по человеческому тщеславию,
    и потому близкий сужден им конец.
  • 15. Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне,
    сделав изображение его, как уже мертвого человека,
    затем стал почитать его, как бога,
    и передал подвластным тайны и жертвоприношения.
  • 16. Потом утвердившийся временем
    этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон,
    и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество.
  • 17. Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства,
    того отдаленное лицо они изображали:
    делали видимый образ почитаемого царя,
    дабы этим усердием польстить отсутствующему,
    как бы присутствующему.
  • 18. К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника,
  • 19. ибо он, желая, может быть, угодить властителю,
    постарался искусством сделать подобие покрасивее;
  • 20. а народ, увлеченный красотою отделки,
    незадолго пред тем почитаемого, как человека,
    признал теперь божеством.
  • 21. И это было соблазном для людей,
    потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству,
    несообщимое Имя прилагали к камням и деревам.
  • 22. Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге,
    но они, живя в великой борьбе невежества,
    такое великое зло называют миром.
  • 23. Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны,
    или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества,
  • 24. они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого
    или коварством убивает, или прелюбодейством обижает.
  • 25. Всеми же без различия обладают кровь и убийство,
    хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж,
    клятвопреступление, расхищение имуществ,
  • 26. забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов,
    бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство.
  • 27. Служение идолам, недостойным именования,
    есть начало и причина, и конец всякого зла,
  • 28. ибо они или веселясь неистовствуют, или прорицают ложь,
    или живут беззаконно, или скоро нарушают клятву.
  • 29. Надеясь на бездушных идолов,
    они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся.
  • 30. Но за то и другое придет на них осуждение,
     и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам,
    и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое.
  • 31. Ибо не сила тех, которыми они клянутся,
    но суд над согрешающими следует всегда
    за преступлением неправедных.