- 9.
Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей
Как бы в родственном образе здесь было предначертано то обстоятельство, что после того, как явился Еммануил и Его таинство было явлено в мире, было необходимо, чтобы образы Моисеевого богопочитания подчинились и уступили место евангельским учениям, как лучшим и более совершенным заповедям. Я скажу, что это за образ. Поскольку Сарра не рождала, а Агарь зачала Измаила, то она, в конце концов, была уличена в том, что с презрением относится к своей госпоже - свободной женщине. Сарра же не стерпела этого презрения и стала притеснять египтянку, которая убежала из дома и стала блуждать в пустыне. Тогда ангел спросил ее, куда она идет и откуда пришла. Она же отвечала на это: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Что же сказал святой ангел? возвратись к госпоже своей и смирись под руки ее. Словами ангела ей дается повеление не отвергать свободную женщину, то есть учение, призывающее к свободному состоянию, но, напротив, смириться под руки ее. Действительно, подзаконное богопочитание, происходящее через фигуры и образы, в некотором смысле рабствует евангельскому учению, в самом себе смутно показывая красоту истины. Ибо Закон был установлен некогда Моисеем через посредство ангелов, и словами ангела ему повелевается как бы склонить свою выю под божественные речения Христа, так же, как и той, которая не хотела уступить, повелевается подчиниться свободной женщине. Таким духовным смыслом, по моему мнению, обладает фраза о том, чтобы Агарь смирила себя под руки Сарры. Необходимо также напомнить, что и божественный Павел сопоставил этих двух женщин с двумя заветами: первым, рождающим в рабство и соответствующим нынешнему Иерусалиму, и вторым, рождающим в свободное состояние (я имею в виду Сарру).
Искусные толкования на Пятикнижие.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Кирилл Александрийский > Бытие > Глава 16