- 1.
Ст. 1-2 Поскольку податель Бог определил, что в следующий год ниспослан будет Аврааму дар, то Авраам размышляет, будет или не будет открыто ему время, когда именно примет благословение и отверзется заключенная утроба Сарры. Когда же Авраам размышлял о том, явися ему Господь седящу ему пред дверми сени своея в полудни. Авраам желал насытить душевные очи свои этим откровением, но Бог стал для него невидим. Пока же размышлял, почему Бог явился ему и, ничего не сказав ему, сокрылся, виде, и се трие мужи стояху над ним; и тогда, отложив помышление свое, притече в сретение им от дверей сени своея.
- 2.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли
Когда же Авраам поспешил к ним от шатра своего, как к странникам, и через эту поспешность обнаружил свою любовь к странноприимству, тогда является ему Бог и при дверях шатра ясно дает видеть Себя в одном из трех странников. И Авраам поклонился до земли, умоляя Того, в Котором открылось Божие величие, войти в его дом и благословить его жилище: если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Тот, Кого умолял Авраам, не отказался, и отвечал: сделай так, как говоришь.
Тогда поспешил Авраам к Сарре, и говорит ей: замеси три саты лучшей муки, а сам поспешает к стадам, чтобы привести тучного тельца. Предлагает же Авраам в таком обилии хлеб и мясо не для насыщения только ангелов, но чтобы разделить благословение всем домочадцам своим.
Толкование на Книгу Бытия.
См. также Толкование на (Быт 18:1)
- 3.
Ст. 3, 5-6 Когда же Авраам поспешил к ним от кущи своей как к странникам, и этой поспешностью обнаружил любовь свою к странноприимству, тогда является ему Бог и при дверях кущи ясно дает видеть Себя в одном из трех странников. И Авраам поклонися до земли, умоляя Того, в Котором открылось Божеское величие, войти в дом его и благословить жилище его: аще… обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. Умоляемый Авраамом не отказался и отвечал: тако сотвори, якоже глаголал еси. Тогда потщася Авраам… к Сарре, и рече ей… смеси три меры муки чисты, а сам спешит к стадам, чтобы привести тучного тельца. Предлагает же Авраам в таком обилии хлеб и мясо не только для насыщения Ангелов, но чтобы разделить благословение всем домочадцам своим.
- 5.
а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь
См. Толкование на (Быт 18:3)
- 6.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы
См. Толкование на (Быт 18:3)
- 7.
Ст. 7-8 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели
Когда омыты ноги странников и они уселись под древом, Авраам приносит и предлагает им все приготовленное, сам же не дерзает сесть, но стоит подле них, как прилично прислуживающему.
Толкование на Книгу Бытия.
- 8.
И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели
См. Толкование на (Быт 18:7)
- 10.
Ст. 10,12 Когда омыты ноги странникам, и сели они под древом, Авраам приносит и предлагает им все уготованное; сам же не дерзает сесть, но стоит пред ними, как прилично прислуживающему. Вкусив от трапезы, предложенной Авраамом, спрашивают они о Сарре, и Сарра, даже и в старости хранившая стыдливость, выходит из внутренней храмины к дверям сеней. Ибо по заботливости Авраама и по молчанию, какое по мановению его хранили все в доме, домочадцы уразумели, что то были не простые странники, простершие ноги свои для омовения Божию человеку. Потом Господь говорит Аврааму и Сарре: возвращаяся прииду к тебе во время сие, и будет у Сарры сын. Сарра же, хотя Авраам, стоя сзади, укреплял ее в уповании, разсмеяся… в сердце своем глаголющи: мне ли, когда я состарилась, сделаться молодою? и господин… мой стар.
- 12.
Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар
См. Толкования на (Быт 18:10), (Быт 18:13)
- 13.
Ст. 13,15 Если бы Сарра просила знамения, то знамение было бы дано ей, во-первых, потому что была она неплодна и стара, а, во-вторых, и потому, что никогда не случалось еще подобного тому, что ей обещано, из-за чего, видя это или слыша об этом, могла бы она поверить. Но хотя не просила она знамения, однако же знамение было ей дано ею же самой и в ней. Господь сказал: что яко разсмеяся Сарра в себе, глаголющи: еда истинно рожду? аз же состарехся. Но Сарра, вместо того, чтобы принять данное ей истинное знамение, прикрывает его ложью: Отречеся… Сарра, глаголющи: не разсмеяхся. Ангел же, давая ей уразуметь, что напрасно оправдывается ложью, говорит: «Ни, но разсмеялася еси в сердце своем, вот, сердце твое опровергает суесловие языка твоего».
- 15.
Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась
См. Толкование на (Быт 18:13)
- 16.
Ст. 16, 20-21 Ангелы, изрекшие Сарре обетование о рождении сына, воставше… воззреша на лице Содома. Однако же Сарре не было открыто, что идут они в Содом, чтобы в тот день, когда обрадована она обетованием о сыне, не причинить ей скорби о брате, возвестив грозное определение суда, изреченное на Содомлян и собратий их. Потому они сокрыли это от Сарры, чтобы не проливать ей слез непрестанно. Аврааму же было открыто, чтобы не переставал он молиться, и чтобы молитва его открыла миру, что в Содоме не нашлось и единого праведника, ради которого он мог быть избавлен от истребления. Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Что разуметь под словом вопль, - объясняется сказанным вслед этого о грехах. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются; аще же ни, да разумею. Сказал так Господь не потому, что не знал их грехов. Он прежде еще сказал: греси их велицы зело; но хотел этим показать пример судьям, чтобы не прежде они произносили приговор, как увидев дело вполне. Если Всеведущий представил себя как бы неведущим, чтобы не произвести определения о наказании прежде суда, то тем более судьи должны сознаваться в своем неведении и не изрекать приговора прежде исследования дела.
- 20.
И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма
См. Толкование на (Быт 18:16)
- 21.
сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю
См. Толкование на (Быт 18:16)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Бытие > Глава 18