Глава 3

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 3 4 5 6 7 8 9 10 114 118 148
  • 1.

    Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

    Цари воздвигают победные статуи в честь военачальни­ков, одержавших победу; также начальники выставляют победоносные изображения и столбы в честь возниц и борцов, и заставляют вещество надписью, как бы устами, возвещать победу. Другие излагают похвалы победите­лям в книгах и письменах, желая показать, что в похва­лах сами они сильнее тех, кого хвалят. Ораторы и живо­писцы, резчики и ваятели, народы и начальники, города и селения, удивляются победителям; но никто не начертал изображения в честь бегущего и не воевавшего, как (делает) те­перь Давид, – потому что говорится: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». И когда беглец удостаи­вается похвал? Когда изгнанник заслуживает надписи? Бегле­цов ловят, письменно объявляя о них, а не прославляют надписями. Но узнай, брат, причину такого надписания (псалма) и сохрани свою душу; пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни; пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был го­ним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом, как бы на основании, созидаться страхом Божием, – потому что как зда­ние без основания бывает непрочно, так и писание, если не видишь цели его, не приносит пользы.

    Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешив­ший не потерпел того же, что потерпел он сам. Да­вид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супру­жество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: «не убивай, не прелюбодействуй» ((Исх 20:13)). Он ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его вос­стала против него война. Это не мое умствование, но изречение Божие; а где изъясняет Бог, там никто противоречить не может. А что действительно против Давида восстал сын его за то, что он убил Урию и взял жену его, о том послу­шай Бога, который сказал Давиду чрез пророка Нафана: «Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула»: «и дал тебе дом господина твоего, и дал тебе дом Израилев и Иудин»: «и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену. И так не отступит меч от дома твоего во веки» ((2Цар 12:7)). Ты рассек мечом чужой дом, а я приготовлю меч на тебя в твоем доме: «вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего», не откуда-нибудь извне, но «из дома твоего» ((2Цар 12:11)). Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнан­ником по отношению к заповеди Божией.

  • 2.

    Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя

    Он убегал от сына не потому, чтобы боялся, но потому, что опасался убить его; он сам щадил его, как сына, но бывшие с ним не пощадили бы его, как возмутителя. Вот почему Давид, будучи гоним сыном и по­носим за него Семеем (2Цар.16), сам великодушно пере­носил все; но так как многие соблазнялись о нем, особенно возмутившиеся вместе с Авессаломом восстали против него, как бы оставленного Провидением, и говорили: ныне Давид оставлен, совершенно лишен всякой помощи; ныне Бог отсту­пил от него, как некогда от Саула; как тогда Он отсту­пил от Саула и был с Давидом, так ныне отступил от Давида и обратился к Авессалому; восстанем и нападем на него; нет для него спасения в Боге, – так как они говорили такие речи, то Давид, скорбя более об этом, нежели о дерз­ких поступках сына, вопрошает Бога: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня»? Я осажден искушениями, окружен пото­ками зол, на меня сошел дождь бедствий, пришли реки вра­гов, подули ветры злых духов, и напали на дом мой, стараясь отлучить от Тебя душу мою; но, утвержденный на камне веры, я не падаю, а припадаю, чтобы узнать: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня»? Тот, который от меня, против меня, но Ты – со мною. Против меня ведет войну моя утроба, мой народ следует за Авессаломом, мое войско вооружается против меня, мои овцы сделались волками, агнцы – львами, ягнята – бешеными собаками, и овны – бодливыми волами; но я скорблю не о себе, а оплакиваю их погибель.