• 1.

    Ст. 1-4 Слышите сия, жерцы, и вонмите, доме Израилев, и доме царев, внушите, понеже к вам есть суд: яко пругло бысте стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии, юже ловящии лов поткнуша, Аз же наказатель вам: Аз познах Ефрема, и Израиль не отступи от Мене, зане ныне соблуди Ефрем, и осквернися Израиль: не положиша помышлений своих, еже возвратитися к Богу своему, яко дух блужения есть в них, и Господа не уведеша

    Сначала обличил Иуду в том, что он стал для Израиля вихром духа, как об этом только что сказано нами. Затем уже обращает слово укоризны к изобретателям обмана и лжи, виновникам их болезненной бесчувственности. Это были жрецы, лжеименные, не принадлежавшие к потомству Левия, но купившие себе священный сан и приобретшие за деньги право священнослужения идолам. Так, об Иеровоаме написано: иже хотяше, исполняше руку свою, и бываше жрец на высоких (3 Царств 13, 33). Речь, естественно, направлена против самих священнослужителей и против дома царя, причем и сам Израиль является соучастником в преступлениях. Одни говорили и делали то, что служило к упрочению идолослужения, воздвигали жертвенники, приносили возлияния и жертвы и (таким образом) открывали обольщаемым широкий путь к погибели. Изобретателями же обмана были цари. Посему и говорит им: яко пругло бысте стражбе. Стражбою называет народ, находящийся под надзором и священников, если бы только они были истинными священниками, и самих властителей, ибо они смотрят за подчиненными (подначальные взирают на них, властители направляют подчиненных, куда им вздумается, а подданные следуют желанию начальников). Итак, говорит, вы сделались как бы западнею для народа, находящегося под вашим присмотром, или, может быть, взирающего на вас (с целью подражать вам). Сделались вы и якоже мрежа распростерта на Итавирии (Фаворе). Это — знаменитая гора, находящаяся в Галилее; на ней, так как она имеет значительную высоту и густо заросла деревьями и кустарником, бывает обильный и богатый улов зверей и птиц.

    Аз же наказатель вам: аз познах Ефрема, и Израиль не отступи от мене. Как священники, так и лица царской крови были для народа сетью, петлею и ловушкой потому, что приказывали воскурять демонам, сами вперед прочих делали и других убеждали помышлять, о чем не следует, — и к изобретенным уже видам суеверия, присоединяли и другие, — разумею высоты, Веелфегора, мерзость Сидонскую (3 Царств 11, 5), Ваала, Хамоса. Наказателем их обещается быть Сам, и в непродолжительном времени, как имеющий вскоре навести (на них все) бедствия Своего негодования и гнева. И слово это сбылось в точности. Из лиц царского дома одни, подвергшись ужасным и неизбежным несчастиям, по удостоверению священного писания, погибли, другие отошли в рабство к жестоковластным Вавилонянам и Мидянам. А лжеименные и (купившие должность) за деньги священники жалким или, лучше сказать, достойным образом были умерщвлены — одни Ииуем, другие — Иосиею, происходившим из колена Иудина и из племени Давида. Об этом предсказал человек Божий Иеровоаму, когда сей однажды приносил жертву и предстоял жертвеннику, говоря: олтарю, олтарю, сице глаголет Господь: се сын раждается дому Давидову, Иосиа имя ему, и пожрет на тебе жерцы, иже на высоких жрущыя на тебе (3 Царств 13, 2). Итак, сделал угрозу, что в негодовании и гневе накажет тех, которые были пруглом стражбе, т. е. священников и лиц царской крови. Но отнюдь не оставил безответственным и обольщенного, т. е. Израиля; посему и говорит: аз познах Ефрема, и Израиль не отступи от мене, что равносильно следующему: кто это скрывающий от Меня намерение свое, удерживая речи в сердце, может думать, что он действительно скрывает от Меня? Я, говорит, знаю Ефрема и не отступил от Израиля; ибо Бог приближаяйся аз есмь, а не Бог издалеча. Аще утаится кто в сокровенных, и аз не узрю ли его (Иерем. 23, 23-24)? и в другом месте: еда от мене утаится что (Иерем. 32, 27)?

    Зане ныне соблуди Ефрем, и осквернися Исраиль. Не положиша помышлений своих, еже возвратитися к Богу своему, яко дух блужения есть в них, и Господа же не уведеша. Так как Бог всяческих видит сердца и утробы, и ничто не скрыто от Него, то Он знает, что Израиль, или Ефрем, соблудил и достиг пределов порока. Однако же он нимало не допускает умом и сердцем хотя бы только надобности в раскаянии, потому что им овладел дух, влекущий к блуду и к нежеланию искать истинного Владыку. Истинно, как говорит Спаситель, никтоже может двема господинома работати (Матф 6:24).

    Толкование на пророка Осию.

  • 2.

    юже ловящии лов поткнуша, Аз же наказатель вам

    См. Толкование на (Ос 5:1)

  • 3.

    Аз познах Ефрема, и Израиль не отступи от Мене, зане ныне соблуди Ефрем, и осквернися Израиль

    См. Толкование на (Ос 5:1)

  • 4.

    не положиша помышлений своих, еже возвратитися к Богу своему, яко дух блужения есть в них, и Господа не уведеша

    См. Толкование на (Ос 5:1)

  • 5.

    И смирится укоризна Израилева в лице ему, и Израиль и Ефрем изнемогут в неправдах своих: изнеможет же и Иуда с ними

    Укоризною называет здесь проклятое высокомерие, ибо укорителем бывает гордец. Итак, смирится, говорит, гордость Израиля, когда он, и весьма законно, испытает нечто такое, что сделает его смиренным, жалким, униженным, не имеющим богодарованных преимуществ и лишенным самой даже ниспосланной им свыше и унаследованной от предков свободы. Выражение же укоризна обратится в лице ему, нужно понимать так, что бесчестие всякого рода будет подобно как бы ударам по лицу. Изнемогут, говорит, Израильтяне вместе с Иудою, потому что некогда цари Сирии и Персов, опустошив Самарию, не оставили неприкосновенным и Иуду, но присоединили к городам израильским некоторые, принадлежавшие Иуде и Вениамину. А что несомненно виновниками всяких несчастий были для них нечестие по отношению к Богу и гордость, научает, говоря, что недуг немощи постигнет их не за что другое, но только за то, что они изнемогут в неправдах своих. Следовательно богопочтение, но истине, дело полезное и драгоценное, потому что при помощи его является возможность побеждать народы и сила совершить все с легкостью, — и истинно говорил Спаситель, что без мене не можете творити ничесоже (Иоанна 15, 5); поет в одном месте и Давид, выражая правую мысль: крепость моя и пение мое Господь (Псал 117:14).

    Толкование на пророка Осию.

  • 6.

    Ст. 6-7 Со овцами и телцы пойдут взыскати Господа и не обрящут его, уклонися бо от них. Яко Господа оставиша, яко чада чужда породиша себе: ныне пояст я ржа, и причастия их

    На самом деле оказывается истинным то, что, как говорит богоглаголивый Павел, невозможно крови юнчей и козлей отпущати грехи (Евр 10:4) и что недоступен Бог при посредстве закона; законом же называю подзаконное богослужение посредством крови и жертв.

    Итак, хотя бы, говорит, Израильтяне приносили установленные жертвы, испрашивая отпущения своих нечестивых прегрешений и ища примирения с Богом, они не достигнут цели и не получат возможности обрести Бога. Да Он и не доступен для тех, кто приносит такое раскаяние: Его обрести можно только чрез жизнь во Христе, преддверием которой должно считать слово веры и кроме того еще спасительное крещение, дарующее общение с Богом в Духе. Итак, не найти Израилю Господа при посредстве установленного законом служения, уклонися бо от них, потому что и сами они оставили Господа, отступив от Него настолько, что сделались отцами чад чуждых. Чадами чуждыми называет тех, которые так сказать от чрева матери и с пеленок посвящались на прославление идолов, так как родители приносили, как должно полагать, демонам дары и жертвы за (благополучные) роды. Таким образом, чада чужда — это те, которые рождены не в Боге, или иначе — от жен иноплеменных, ибо Израильтяне без зазрения совести соединялись (браком) с дочерями язычников, продолжавшими служить идолам, хотя закон ясно говорил, что не должно вступать в супружеские отношения с иноплеменниками: дщери своея, сказано, не даси сыну его, и дщере его да не поймеши сыну твоему, отвратит бо сына твоего от мене, и шед послужит богом инем ((Втор 7:3)-4). А так как они это делали, то пояст я ржа. Этим снова прикровенно указывает на предстоящие им бедствие и пагубу от неприятельского нашествия, которое подобным же образом, как и ржа, может совершенно истребить и их самих, и их собственность. Это и есть: причастия их. А что война не будет откладываться и отсрочиваться, но настигнет тотчас же, немедленно, в этом удостоверяет словами: ныне пояст я ржа, — все равно, как если бы сказал: вслед за словами придется испытать страдания; беда уже близко, у ворот.

    Итак, постигнет оскорбляющих Бога то, что они не смогут обрести Его, хотя бы и старались искать, — а также сделаются отцами чад чуждых, т.-е. произведут потомство не благородное и не законнорожденное, какое бывает при добродетели и святой жизни, — напротив: они погибнут, снедаемые как бы ржавчиной их собственною порочностью и негодностью, и кроме того они потеряют наследие Божие. Об этом поет Давид, (взывая) к Спасителю всех Богу: в руку твоею жребии мои (Псал 30:16). Всякий жребий наш и всякая доля во власти Божией, и Он сам есть раздаятель венцов.

    Толкование на пророка Осию.

  • 7.

    Яко Господа оставиша, яко чада чужда породиша себе: ныне пояст я ржа, и причастия их

    См. Толкование на (Ос 5:6)

  • 8.

    Вострубите трубою на холмех, возгласите на высоких, проповедите в Дому Онове, ужасеся Вениамин, Ефрем в пагубу бысть во дни наказания: в племенех Израилевых показах верная

    Ранее было ясно сказано, что проклятый Иеровоам кроме золотых телиц ввел у Израильтян и другие виды гибельного идолослужения и суеверия: на горах и холмах чествовали Хамоса, под дубом, и под елию, и под древом ветвенным (Ос 4:13) — Веелфегора, а золотые телицы, как я сказал, находились в Вефиле и Дане. В этом состояло заблуждение Израиля. Что же касается Иуды и Вениамина, то и они заблуждались нисколько не менее: служили Астарте, мерзости Сидонстей (3 Царств 11, 33), покланялись и солнцу. Это будет ясно для нас из слов Иезекииля: он возведен был, как говорит сам, в Иерусалим в видении Божии (Иезек. 8, 3), затем узрел беззаконие жителей; видех, говорит, яко двадесять и пять мужей, задняя своя давших ко храму Господню, и лица их прямо к востоку, и сии покланяются на восток солнцу (ст. 16). Заметь, как они, многообразно оскорбляя и прогневляя Бога, приближались к погибели. Итак, за медлительность нашествия едва не порицает тех, которые желали и с часу на час ждали случая опустошить Самарию, намеревались привести в немалое смятение и Иерусалим, разумею Ассириян, Персов и жителей Дамаска, то есть Сирийцев (по временам делали нападение и те и другие, побуждаемые к тому различными причинами). Повелевает уже им начать войну, трубя в трубы и возвещая умам заблуждающихся о начале обличений. Сначала он сказал, что ныне пояст я ржа, и причастия их (мы говорили, что ржа означает бедствие и пагубу во время войны), научая, что она при дверях и настигнет не долгое время спустя; затем, весьма естественно, повелевает трубить, и прежде всего на местах, посвященных идолам, потому ли, что им в скором времени надлежало быть сожженными и разрушенными, или потому, что они послужили причиною войны и непоправимой беды для заблуждающихся. Когда говорит о том, что следует трубить на холмех, на высоких, в дому Онове, то разумей здесь места, посвященные идолам. Следует заметить, что семьдесят не согласны с другими переводчиками относительно (выражения) в дому Онове. Те говорят: «в дом негодного, то есть всякого идола»; а эти: «в дому Онове». Мы же будем понимать так: настоящее пророческое слово имеет целью показать нам, что они должны вострубить не только против холмов и высот, т. е. не только против идолослужения Израиля, или десяти колен Самарийских, но и против идолослужения в Иерусалиме, у Иуды и Вениамина; ибо они, как я сказал, покланялись солнцу (Он и есть солнце), оставляя позади Бога и не воздавая Ему должного. Это, думаю, означает выражение: имели задняя своя по храму Господню, и лица их прямо, очевидно — к солнцу (Иезекииля 8, 16). Итак, когда ты слышишь: в дому Онове, разумей дом или капище лжеименного и сотворенного Бога, или солнца. Никому также не должно казаться несообразным или невероятным, если домом солнца считать и называть поклонников солнца, подобно тому как и под домом Бога можно разуметь тех, которые Ему преданы и воздают Ему честь. А если бы кто пожелал именовать Оном и золотую телицу, то и такое понимание найдет себе оправдание. Именно: богоненавистный Иеровоам сделал телиц по образцу святыни Египетской, разумею Аписа; а Египтяне чтили Аписа, полагая, что он есть чадо луны (посему он имел на лбу луновидный знак) и были уверены в его происхождении от солнца, так как, по их мнению, луна заимствует свой свет от солнца, и, следовательно, чтили Аписа как детище луны и потомка солнца. До такого неразумия и скудоумия довел их изобретательный дракон, то есть сатана. Итак, повелевает трубить на холмех, и на высоких, и в дому Онове, то есть (в доме) золотой телицы. Каковы же были проступки обоих, какова и что за причина необходимости наказания, это ясно устанавливает, немедленно присоединяя: ужасеся Вениамин, вместо: отступил от собственных обычаев или удалился от лучшего образа мыслей, ибо так, поистине, должно понимать исступление к худому. Погиб и Ефрем, - впрочем не так это всегда, говорит, ибо, во дни наказания прегрешения обоих показах верная, обнаружив верность и истинность Моих слов, потому что над ними сбылось то, о чем Я говорил прежде, и ни одно из слов Моих не оказалось лживым. Так как они отступили от древних обычаев и лишились благоразумия, то были изгнаны из их собственной страны и одинаково лишились как любви Божией, так и всякого благоденствия. И в другом отношении постигнет оставляющих Бога необходимая утрата всякой благой мысли, а также и всякого дела, направленного к добродетели, и пойдут они в погибель, когда Бог будет обличать, наказывать и взыскивать с них за небрежность. Посему полезно и необходимо для жизни — быть с Богом и повторять известное изречение псалмов: прилпе душа моя по тебе (Псал 62:9), ибо тогда защитит и скоро поможет мышца Всемогущего, от Которой, по слову Спасителя, не восхитит никтоже (Иоанна 10, 28).

    Толкование на пророка Осию.

  • 9.

    Ефрем в пагубу бысть во дни наказания: в племенех Израилевых показах верная

    См. Толкование на (Ос 5:8)

  • 10.

    Быша князи Иудины яко прелагающе пределы: на ня излию яко воду гнев Мой

    Это же самое прикровенно обозначают слова: ужасеся Вениамин. Стали, говорит, подобны прелагающим пределы и желающим преступать древние узаконения, потому что те, которые приличное только Богу и справедливо Ему воздаваемое, разумею — любовь, честь, поклонение, переносят на других, покланяясь ли солнцу, или луне и звездам, во всяком случае делают не что иное, как прелагают пределы. А что приличествующую Богу славу Иуда или Вениамин воздавали солнцу, луне и звездам, ясно можно видеть из слов Бога к пророку Иеремии: еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных, и на путех Иерусалимких? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному, и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают мя (Иеремии 7, 17-18). Пределы же прелагали начальники колена Иудина, то есть облеченные верховным и царственным саном, и за их заблуждениями естественно было следовать подобной стаду толпе. Но, говорит, как воду стремительную излию на ня гнев мой, ибо последствия гнева божественного неизбежны, непреклонны и непреоборимы точно так же, как неудержим большой и обильный поток воды.

    Толкование на пророка Осию.

  • 11.

    Ст. 11-12 Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных. Аз же яко мятеж Ефремови и яко остен дому Иудину

    Каким образом ужасеся Вениамин, ясно показал, сказав: быша князи Иудины яко прелагающе пределы; разъясняет и то, как Ефрем в пагубу бысть, прибавляя: соодоле Ефрем противника своего. Кажется, что речь, теперь предлагаемая нам, выражена с некоторою мягкостью. И я, насколько возможно, попытаюсь разъяснить, в чем состоит вина колена Ефремова и что за противник, которого, как говорит нам божественное пророчество, соодоле Ефрем.

    Потомки Иуды и Вениамина питали еще некоторое благоговение и уважение к законам Моисеевым и имели заботу о праведности, потому что не все уклонились, но было не мало и таких, которые плакали и скорбели об отступлении заблуждающихся и сильно негодовали, когда некоторые, презирая Бога всяческих, ревностно исполняли обряды идолослужения. Посему и говорит блаженный пророк Иезекииль, что были посланы против Иерусалима некие (мужи), вооруженные секирами, и услышали ясный глагол Бога — идти во след мужа, облеченного в подир, и не щадить никого. Видел я, говорит, и се шесть мужей идоша от пути врат зрящих на север, и коемуждо секира в руце его; и рече, говорит, Господь мужу, облеченному в подир: проииди посреде града Иерусалима, и даждь знаменья на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих бывающих среде их. И сим рече, слышащу мне, идите в град в след его, и изсецыте, и не пощадите; старца, и юношу, и младенцы, и жены избийте в потребление; а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иезек. 9, 1—6). Слышишь: некоторые получили знамение, как свободные от кары, гнева и всякой вины потому, что восхотели мыслить здраво, жить по закону, стремиться к справедливости и иметь не укоризненную привязанность к любви божественной. Что же до Самарии, то в ней Израиль всячески заблуждался, почти, можно сказать, не считал нужным даже и помнить о постановлениях Моисея и проводил жизнь, как бы противную и во всем враждебную им; закон Божий считал как бы врагом, и, если можно сказать так, даже не хотел знать об оном, презирая руководителя, который мог спасти и привести к правой и безупречной жизни. На это, как кажется, прикровенно указываот пророческое слово, которое, как я сказал, выражено с мягкостью. Соодоле, говорит, Ефрем противника своего, вместо: одержал Ефрем победу самую нелепую и пагубную, одолел как врага своего, то есть вообще победил закон, который ненавидел. А так как речь темновата, то уясняет ее иначе, говоря: попра суд, т. е. совершенно не заботился о правде законной, потому что всегда что попирают, то признают недостойным почтения и считают но заслуживающим никакого внимания. Посему Господь наш Иисус Христос говорит: добро есть соль (Марка 9, 50); аще же соль обуяет, чим осолится? Нивочто же будет ктому, точию да иссыпана будет вот, и попираема человеки (Матф 5:13). Когда же говорит — суд, разумей закон; и богоглаголивый Давид, называя его так, возглашает к Богу: суд и правду во Иакове ты сотворил еси (Псал 98:4), ибо закон, хотя и объявляется чрез ангелов, принадлежит Богу. А по какой причине (Ефрем) в законе усмотрел врага и попрал суд, объясняет тотчас же в словах: яко нача ходити в след суетных. Начало такового недуга, говорит, заключается в том, что он стал чтить суетных и ходить в след идолов, а в одно и тоже время не возможно следовать и Богу, и духам лукавым и нечистым. Посему и пишет богоглаголивый Павел: не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую: не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей (1Кор 10:21): ибо одним только путем шествует боголюбец, перескакивает же, колеблется и шатается то туда, то сюда тот, кто непостоянен и легко идет, куда прилучится.

    — Итак, быша, говорит, князи Иудины яко прелагающе пределы; потом: соодоле и Ефрем соперника своего, попра суд; наконец: буду аз яко мятеж Ефремови, и яко остен Иуде. Что ото значит, необходимо разяснить подробнее. Одни переводчики вместо мятеж говорят: поядающий, а вместо остенгнилость, но семьдесят употребили слова: мятеж и остен. Когда Ефрем или десять колен подвергались не малому смятению от постигшей их войны, шедшей частью со стороны соседей Сирийцев, частью же со стороны Персов и из земли Ассирийской, тогда и Иуда испытывал страдания и находился в немалом страхе иди, лучше сказать, в тревоге: он ожидал, и в непродолжительном времени, что подвергнется может быть таким же или гораздо худшим несчастиям, потому что, когда война разразилась и обрушилась на города Самарийские, по неволе приходилось вместе гибнуть и соседним городам, разумею те из них, которые принадлежали Иуде и Вениамину. Итак, мятеж означает наступление войны, а остен — соединенную с этим муку вследствие печали и уныния, от которых вполне свободны желающие помышлять сообразное Христу, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духомво веки веков. Аминь.

    Толкование на пророка Осию.

  • 12.

    Аз же яко мятеж Ефремови и яко остен дому Иудину

    См. Толкование на (Ос 5:11)

  • 13.

    И виде Ефрем немощь свою, и Иуда болезнь свою: и иде Ефрем ко Ассирием, и посла послы к царю Иариму: и той не возможе исцелити вас, и не престанет от вас болезнь

    Когда Бог стал яко мятеж Ефремови, и яко остен дому Иудину, то Ефрем увидел немощь свою, или бессилие, недуг, а Иуда — болезнь свою, потому что, как я сказал, и пределы Вениаминовы были опустошаемы вместе с Самарийскими. Затем, когда по этому поводу Ефрем пришел в отчаяние и не мог собственными силами воспротивиться обстоятельствам и не был в состоянии отклонить от себя военные потери, то снова оскорбляет всесильного Бога, не усматривая пользы в самых, так сказать, ударах. А с течением времени, когда ему всего более надлежало бы обратиться к Богу, тогда-то именно и стал в особенности прогневлять Его и удаляться от Него с большею необузданностью. Он знал, что виновник всякого добра у них, и промыслитель, и всегдашний податель силы для победы над врагами — Бог, однако ни во что вменял это, хотя всемудрый Моисей и восклицал: Господь сокрушаяй брани, Господь имя ему (Исх 15:3), ясно научая, что чрез Него и в Нем поженет един тысящы, и два двигнета тмы (Втор 32:30).

    Далее, когда надлежало у Него одного просить обычной помощи и молитвами подвигнуть Спасителя к тому, чтобы Он защитил его, (Ефрем) навлекал беды на свою голову: он отправлял послов к иноплеменникам, ища подкрепления у врагов, потому что был Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы от идоша (Осии 7:11), полагая, что избегнут угрожающих зол. Именно: когда в Самарии царствовал Манаим, выступил против Израиля Фул, царь Ассирийский, которого потом склонили удалиться из страны при помощи денег и послов. Это и есть: иде Ефрем ко Ассирием ((4 Цар 15:19) ср. 1 Парал. 5, 26). Также и Факей, сын Ромелии, царь Израильский, некогда нанимал Раасона, царя Сирии и воевал с Иудою и потомками Вениамина в царствование Ахаза, сына Иофамова, который, боясь нападения, склонил при помощи посольства и денег Феглафаласара Ассирийского ктому, чтобы тот помог ему; и Феглафаласар, взяв силою Дамаск, не оставил в живых и самого Раасона ((4 Цар 16:7)-9). Однако, говорит, хотя и ходил Ефрем ко Ассирием, хотя покупал деньгами и просьбами отсрочку нападения, хотя посылал послов к царю Иариму, то есть защитнику или мстителю (это означает „Иарим”), — все таки не превозмог божественного гнева и не устоит против Бога, когда Он будет взыскивать за такое страшное отступничество. Не смог, говорит, даже немного побыть в покое подкупленный деньгами, да и никто другой за плату не сможет исцелить вас: жало страданий отнюдь не остановится. По истине ужасно — не желать спасения при помощи вышнего милосердия и рассчитывать на помощь людскую, когда Дух устами блаженного Давида взывает: благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежела уповати на князи ((Псал 117:8)-9), а также и чрез пророка Иеремию: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его. И будет яко дивия мирика в пустыни, и не узрит, егда приидут благая. И благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его, и будет яко древо насажденное при водах, и во влаге пустит корение свое, и не убоится, егда приидет зной, и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится, и не престанет творити плода (Иеремии 17, 5-8). Итак, лучше прилепляться к Богу, произнося от чистого сердца то мудрое изречение: твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий твоих взысках (Псал 118:94).

    Толкование на пророка Осию.

  • 14.

    Ст. 14-15 Зане Аз есмь яко панфирь Ефремови и яко лев дому Иудину: и Аз восхищу, и пойду, и возму, и не будет изимаяй: пойду и возвращуся на место Свое, дондеже погибнут, и взыщут лица Моего

    Ясно указывает причину, по которой защитники Ефрема не принесли ему никакой пользы, и почему у него не прекратятся терзания: аз есмь, говорит, яко панфир Ефремови, и яко лев дому Иудину. Ясно, что, если Бог оставит, то спасти не кому, ибо руку его высокую кто отвратит, как написано (Исаии 14, 27)? А что при постигших их несчастиях они лишены были всякого снисхождения, на что прикровенно указывает, уподобляя гнев Свой самым страшным и сильным зверям. Именно: барс, если на кого бросится, то несется очень быстро и так легко действует ногами, что, почти нельзя заметить следов и каких либо знаков на земле; а лев ужасно, оглушительно и громоподобно рыкает на горах, что может навести трепет на тех, кто слышит, ибо лев возревет, сказано, и кто не убоится (Амоса 3, 8)? Он нападает с неодолимою силою и бросается с неудержимою стремительностью; если что захватит, то это уже погибло, и никто не может у него отнять добычу. А что барс — зверь быстрый и как бы улетает, схватив то, что попадется, лев же не сокрушим, бесстрашен и неудержим, это сам доказывает, прибавляя: и аз восхищу, и пойду, и возму, и не будет изимаяй. Это соответствует силе львов, а восхищу и пойду указывает на панфиря, который, как я сказал, действует подобным образом. А что Господь отступит от оскорбивших, прекратит почти всякое вспомоществование и лишит благоволения, это поясняет словами: пойду, и возвращуся на место свое, дондеже погибнут. Божество совершенно неограниченно местом, и если говорится, что Оно пребывает с кем, то это в том случае, когда оно дарует ому свое благоволение; если же говорится, что его нет при грешниках, это значит, что оно отвращается от них и прекращает свое долготерпение. Конечно, это говорится о Боге по-человечески, а мыслить нужно о Нем так, как Ему приличествует.

    И взыщут лица моею, егда озлоблени будут. Снова научает, что не напрасно иногда Богом насылаются бедствия на тех, которые имеют неукротимую наклонность к постыдному и привычку беспрестанно грешить, но напротив — для их пользы и в виде лекарства. В самом деле: презрители божественного милосердия, не ведая, что великое долготерпение призывают их к покаянию, никогда не избегнут проявлений гнева ((Римл 2:3)-4); когда же их сломит жестокость бедствия, они узнают полезное, и кому не принесло никакой пользы человеколюбие, тех приводит к познанию полезного уничижение. Как жестокие болезни телесные, не поддающиеся легким лекарствам, часто побеждаются огнем и железом, — таким же, думаю, образом и по той же причине и недуги, являющиеся в душе человеческой, если не поддаются доброму слову или не побеждаются здравым размышлением, то уступают труду, наказаниям и жестоким бедствиям. Итак когда озлоблены будут, тогда, и то едва, говорит, взыщут лица моего. У неразумных людей, когда блага находятся в их власти, не бывает ясного сознания о том, что им доставляет благодушие; когда же случится потерять столь желанное, тогда-то в особенности и тем сильнее стремимся к нему своими желаниями, при этом получаем и чувство сильного отвращения к тому, что нас печалит. Посему-то, когда озлоблены будут, тогда взыщут лица моего.

    Это изречение, думается, с удобством прилагается и к таинству Христа и весьма хорошо изъясняет искупление чрез Него и обращение к Богу, ибо под взыскуемым лицом Божиим можно разуметь, и со всей справедливостью, самого Сына, Который есть образ, сияние и выражение ипостаси Отца (Евр 1:3). Итак, истинное лице Бога и Отца есть Сын, потому что в Нем познается (Отец), и видевший Его видел Отца (Иоанна 14, 9). Так называет Его и богоглаголивый певец, восклицая к Богу всяческих и говоря: лице твое просвети на раба твоего (Псал 118:135). И еще, как бы от лица уверовавших и Духом приявших уже на себя образ Сына (говорит): знаменася на нас свет лица твоего Господи (Псал 4:7), ибо, как говорит пророк, свет лица нашего Христос Господь (Плач Иеремии 4, 20).

    Толкование на пророка Осию.

  • 15.

    пойду и возвращуся на место Свое, дондеже погибнут, и взыщут лица Моего

    См. Толкование на (Ос 5:14)