- 1.
Ст. 1-3 В скорби своей утреневати будут ко Мне, глаголюще: идем и обратимся ко Господу Богу нашему, яко Той поби ны, и изцелит ны: уязвит, и уврачует ны: изцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред ним, и увемы: поженем, еже уведети Господа: яко утро готово обрящем Его, и приидет нам яко дождь ранний и поздный земли
Выражение: утреневати будут здесь по-видимому означает, что они, пробудившись как бы от сна от свойственного им неразумия и как бы из ночи и тьмы вступив наконец во свет и день, наперерыв, друг пред другом будут восклицать, что следует наконец обратиться ко Господу. А это есть обращение впадших в заблуждение и преданных идолопоклонству; ибо плодом обращения бывает стремление находиться вне тьмы, очевидно, демонской, и исполнившись света божественного уносится правильным размышлением к познанию истинного и по естеству Бога и Господа, хотя древле думали, что есть боги и господа в мире (1 Кор 8:5), и доходили до такого неразумия, что и дереву говорили: отец мой еси ты, и камню: ты мя родил еси (Иер 2:27). Речь продолжает быть образною. Смотри, как они как бы о льве и другом звере говорят: он схватил (ἤρπακε), и исцелит ны. Поелику Он Сам сказал: и аз буду яко панфирь Ефремови, и яко лев дому Иудину: и аз восхищу, и пойду, и небудет изимаян (Ос 5:14), то они удерживают эту образную речь и говорят, что восхитивший их всецело уврачует. Как гнев Его причинил им скорбь, так блага, полученные от Его милосердия, доставят без сомнения радость пострадавшим. Вместе с тем мы уразумеем и то, что если Бог пошлет несчастия на кого-либо, то никто не в состоянии помочь, и только Он Один может исправить положение страждущих.
Если же нужно относить смысл пророчества ко всем живущим на земле; то мы должны принять во внимание следующее. Адам в начале исказил природу человека; ибо тот час же явил ее достойною проклятия, подвергшись смерти и тлению. Итак гнев поразил, а благодать наложила пластырь на рану: ибо Христос уврачевал нас, призвал к познанию истинного Богосозерцания, чрез Духа явил нас способными к соблюдению заповедей, соделал нас опять блаженными, избавив от тления и освободив нас от древних недугов, говорю, грехов и страстей. Сбылось же это над живущими на земле никак не в первое, или второе время, но как бы в третие, то есть в последнее и окончательное. Ведь всех времен считается три, первое, среднее и последнее, в которое явился нам Христос. Посему-то и говорят как бы по врачебному опыту, что относящееся к врачеванию совершится с нами после двух дней, так как пророческое слово употребляет день мерою для времени. Тогда, говорит, поженем еже уведети Господа. Поженем говорят вместо: употребил старанье. Тогда и воскреснем и живи будем пред ним; ибо мы воскресли со Христом (Кол 3:1) и аще един за всех умре, то мы живем Его жизнию (2 Кор 5:15) и уже не удалены от очей Божиих за преступление и не отвергнуты за грех: но допущены уже к созерцанию Бога и получили дерзновение у Него, по причине оправдания во Христе. А что чрез Него мы познали и Самого Отца и что Сын, ставший подобным нам, есть для нас полнота всякого блага, это они исповедуют, говоря: яко утро готово обрящем его, то есть, как свет восходящий, как солнце, как сияние, по миновании тьмы. Будет же нам яко ранний и поздный дождь, то есть Он орошает нас, принявших веру и правильно познавших явление Его — двояким, думаю, способом: именно: Он открывает в Духе познание древних, законных и сверх того пророческих наставлений. (Это, думаю, и есть ранний дождь): к сему же присоединяет как бы позднее разумение евангельских наставлений и вожделенную благодать апостольского благовествования. И стали мы, как говорит пророк, земля желанная и может быть о нас поет блаженный Давид, говоря: посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю (Псал 64:10). Посему она дала плод свой во сто, шестьдесят и тридцать, по слову Спасителя (Матф 13:8).
Толкование на пророка Осию.
- 2.
яко Той поби ны, и изцелит ны: уязвит, и уврачует ны
См. Толкование на (Ос 6:1)
- 3.
изцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред ним, и увемы: поженем, еже уведети Господа: яко утро готово обрящем Его, и приидет нам яко дождь ранний и поздный земли
См. Толкование на (Ос 6:1)
- 4.
Что ти сотворю Ефреме? что ти сотворю Иудо? милость бо Моя яко облак утренний, и яко роса рано падающая (πορευομὲνη)
Это речь не поставленного в затруднительное положение; ибо не неведал Бог, что полезно заблуждающимся, и не был бессилен для совершения того, что могло послужить на пользу попавшим в диавольские сети. Напротив он обвиняет их за то, что хотя у них не было никакого недостатна в средствах для уврачевания, однако ж они добровольно склонились к совершению того, что незаконно. Это подобно тому, как если бы так говорил: каких средств попечения и немощи не было употреблено? и что сделаю после всего этого? Как же удалишь ты свою болезнь? И какими наконец врачествами ты можешь получить исцеление? Ведь у вас во власти была возможность — мою благость и несравненное человеколюбие принять, как облако, утучняющее, и притом весьма богато, и как утреннюю росу, орошающую, и притом изобильно: но вы, говорит, все это не удостоили никакого внимания и ни во что поставили столь священную и многожеланную благодать.
Но смысл пророчества может быть отнесен в особенности к дару, полученному чрез Христа, ибо Он есть облако орошающее и роса утучняющая и притом утренняя, потому что (явился) некоторым образом после ночи, под которою разумеется мрак и тьма диавольская. Итак снисходит с небеси: ибо Слово пришло к нам свыше и от Отца. Проходящею же (πορευομενη) называется потому, что она распространяется по всей поднебесной; ибо спасительная проповедь весьма широка и как бы расширяется по всей поднебесной, тогда как закон некоторым образом был стеснен и вращался только в стране иудейской: ведом во Иудеи Бог, по слову Псалмопевца (75, 2); Спасителя же и Избавителя всех, то есть Христа, познала вся вселенная.
Толкование на пророка Осию.
- 5.
Ст. 5-6 Сего ради пожах пророки вашя, убих я словесем уст Моих, и суд Мой яко свет изыдет. Зане милости хощу а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения
Истребление вводящих в заблуждение есть доказательство благорасположения и любви (Бога) к ним (Израильтянам); ибо во Израили по временам появлялись лжепророки, которые привязаны были к жертвенникам Ваала, вводили в заблуждение других и сами заблуждались, по написанному (2 Тим 3:13). Но они по временам избиваемы были, когда Бог повелевал это и произносил над ними праведный приговор. Так одних избил Илия около жертвенника Ваала за то, что они пустословили и говорили: послушай нас, Ваале, послушан нас (3 Цар 18:26), других же умертвил Ииуй, которого помазал на царство во Израили блаженный пророк Елисей чрез одного из сынов пророческих, что было также по повелению Бога (4 Цар 9:1). Когда он был помазан на царство, после того как Бог прогневался на обольстителей, тогда он (Ииуй) прежде всего убил Ахаава, после него Иезавель, потом сынов его, находившихся во всей Самарии, Сделав вид, что хочет совершить праздник Ваалу, он собрал всех лжепророков, и притворившись желающим принести жертву, заколол их всех по одиночке, собранных в дом ((4 Цар 10:19)-25). А самого Ваала ниспроверг и алтари его сжег, так написано об этом. Итак что избиение лжепророков было, как я сказал, доказательством благорасположения и любви (Бога) к Израилю, этому он научил, говоря: сего ради пожах пророки ваша. Весьма хорошо говорит: пожах; ибо они пали во множестве, срезанные подобно колосьям.
И суд мой то свет изыдет: зане милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения. Указывает и на другой вид благорасположения и любви к ним, который, если бы был приведен в исполнение, согласно с Его волею, то был бы спасен весь Израиль и Иуда: ибо Бог и Отец не только уничтожил множество нечестивых лжепророков, предав их заслуженной смерти, но и послал в свое время самого Сына, Открывшего благую Его волю прежде других потомкам Израиля и ясным сделавшего суд Его. Посему и говорил устами Давида следующее: аз поставлен есмь царь от него над Сионом горою святою его, возвещаяй повеление Господне (Псал 2:6). И Сам от Себя став подобным нам, то есть, человеком, говорит: о себе не глаголю, но пославый мя Отец той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю ((Иоан 14:10): 12, 49).
— Итак изыдет суд мой, говорит, яко свет, то есть, моя воля неприкрытая загадками, но прямо и открыто будет предложена умам всех. А что Еммануил, некогда пришедши, будет призывать заблудившихся не к законному служению и будет убеждать к почитанию не того, что в образах и тенях, напротив будет приводить к доброй жизни, справедливости и милосердию и любви друг к другу и к истинному, безошибочному познанию Бога и сделает ясною цель суда, — об этом говорит: зане милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всежжения. Ибо что говорит Спаситель? Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы твориме им (Матф 7:12). Показывая же, что у Бога особенно почтенна любовь, говорит: о сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан 13:35). А что он приводил ум приходящих к Нему к познанию истинного Бога, — кто может усомниться в этом? Ибо Он указывал нам на Себя, как на образ Родившего Его, говоря истинному ученику Своему Филипу: не веруеши ли, яко аз во Отце, и Отец во мне есмь и видевый мене виде и Отца. Аз и Отец едино есма (Иоан. 14, 9). А если кто захочет сказать, что Сам Сын есть милость Отца, превосходящая жертву и всесожжение, тот будет понимать правильно; ибо так Он называется в боговдохновенном писании. Так Сам Бог и Отец негде говорил нам о Нем: приближися бо спасение мое приити, и милость моя откроется (Иса. 56, 1). И пророк (говорит) к Нему: яви нам Господи милость твою, и спасение твое даждь нам (Псал 84:8). Поистине Христос есть милость от Отца, потому что Он уничтожает грехи, прощает преступления, оправдывает верою, спасает погибших, избавляет от смерти и чего еще самого лучшего не подает нам? Итак лучше жертвы и всесожжений познание Бога, как бы совершаемое во Христе: ибо чрез Него и в Нем мы почтили Отца и получили оправдание верою.
Толкование на пророка Осию.
- 6.
Зане милости хощу а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения
См. Толкование на (Ос 6:5)
- 7.
Сии же суть яко человек преступаяй завет
Стараясь со всех сторон и как можно лучше исследовать истину, мы теперь должны сказать, что в еврейском издании вместо: яко человек читается: яко Адам преступаяй завет, так что можно разуметь такое преступление Израильтян, какое совершил Адам. Хотя у него и была возможность иметь ближайшее общение с Богом и пребывать в бессмертии и наслаждаться райскими удовольствиями, но он пренебрег божественною заповедью, потом погиб постыднейшим образом и неожиданно лишился первобытного блаженства. Так и они (разумею опять Израильтян) хотя и пользовались благоволением и любовью Бога всяческих, имели в Нем Спасителя и защитника, подающего им милость как облако раннее и как росу утрешнюю нисходящую, изводящего как свет суд свой, и удостаивающего их служения по закону, — но оказались нерадивыми в отношении к тому, что необходимо для них самих и полезно для их благополучия и славы, и презрели Бога, Владыку всяческих, хотя Он ясно говорил чрез премудрого Моисея: не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею (Исх 20:4) и опять: да не будут тебе бози инии разве мене (3). Поелику же они подобно первому, то есть Адаму, впали в отступление: то и они сами всецело отпали от Того, Кто мог доставить им радость, ибо преступили завет.
Если же понимать это пророчество таинственнее, как пророчество о Христе: то мы уясняя смысл сказанного, скажем еще следующее. Бог и Отец послал с небес Сына, чтоб просветил Израильтян и сделал ясным суд Его и научил оставить древние жертвы и всесожжения по закону, напротив помиловал, оправдав верою, и призвал к познанию истинного Бога; ибо чрез Него и в Нем мы узрели Отца и имели приведение к Нему (Еф 2:18), как негде говорит об этом священное Писание. Но Израильтяне сделались яко человек преступаяй завет. Что это значит, — об этом, насколько могу, скажу опять. Кто преступает завещание, написанное другим, тот или сам не вступает во владение наследством, назначенным от писавшего, или же других, вписанных в завещании, лишает того, что им назначено здесь в завещании. Нечто такое совершили Иудеи и притом по отношению ко Христу. Как или каким способом? Бог и Отец даровал Христу как бы некоторый славный и изрядный удел — владычество над народом, ибо он вопиял, говоря: аз поставлен есмь царь от него над Сионом горою святою ею (Псал 2:6), — и дал Сыну духовный виноградник, то есть, Израиля, виноград бо Господа Саваофа, по написанному, человек Иудин, новый сад возлюбленный (Иса. 5, 7). Но, как сказал блаженный евангелист Иоанн, во своя прииде, и свои его не прияша (1, 11), ибо вывели его за ворота города и предали смерти, говоря: сей есть наследник: приидите убием его и удержим достояние его (Матф 21:38). Заметь же, как они сделались яко человек преступаяй завет. Ты познал наследника, так отдай же предназначенное ему наследство. Итак они преступили завещание Отца, лишая наследника наследства, насколько от них зависело: но и сами не приступили к благодати и не достигли данного им от Бога наследия. Бог чрез пророка сказал: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их, в день, в онь же емшу ми за руку их, извести я из земли Египетския ((Иер 31:31)-32). Если кто сравнит новый завет с первым, то уразумеет весьма большое различие благ обетованных. Там обетована была им земля Аморреев и Гергесеев и Евеев и Иевусеев: новый же завет, то есть, Христовы установления чрез веру призывали к сыноположению Божию, к бессмертию и жизни бесконечной, к общению с Богом чрез Духа, к царству небесному. Но они не восхотели иметь назначенного им от Бога и Отца чрез Сына наследия. Итак они оскорбили Бога двояким способом, — и преступая завет, и изгнав, насколько от них зависело, наследника из данного ему Отцом наследства, лишившись впрочем и сами того, что было даровано им от Бога во Христе.
Толкование на пророка Осию.
- 8.
Ст. 8-10 Тамо презре Мя Галаад, град делаяй суетная, мутяй воду, а крепость твоя яко мужа морскаго разбойника: скрыша жерцы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша. В дому Израилеве видех грозная: тамо блужение Ефремово: осквернися Израиль и Иуда
Речь опять возвращается к изображению преступлений, за которые по справедливости было истреблено нечестивое множество бывших у них лжепророков. Тамо, говорит, то есть в то время, в которое пал Израиль и дошел до такого состояния, что решили поклоняться демонам (ибо это и означает тамо, понимаемое в смысле событий, а не в смысле места), до крайности презрел меня Галаад. Это город по ту сторону Иордана, назначенный для левитов по закону Мосееву. Итак это был город жрецов и левитов. Но они, обязанные других отвращать от заблуждения и руководить к истине и к познанию полезного (понеже устне бо иереови сохранят разум, и закона взыщут от уст его (Мал 2:7)), сами сделались изобретателями идолов и художниками суетных, делали суетная, то есть идолов. Мутили и воду, то есть для народной толпы служили причиною смятения. В Свящ. Писании обыкновенно бесчисленное множество людей уподобляется воде. Посему о стране Вавилонской и Ниневийской, отличавшейся многочисленным народонаселением, говорит: аки купель водная води ее (Наум 2:7) вместо: как купель полна вод, так народ ее. Или и другим способом мутили воду, предлагая приходящим к ним как бы некоторое мутное и грязное учение и делая грубым ум людей неопытных, ибо учили покланяться идолам. Посему Бог всяческих устами пророка Иезекииля опять обвинял их и к ним, как к овнам и вожакам стада вопиял, говоря: и вы овцы моя, сия глаголет Господь: се аз рассужду между овцею и овцею, и овном и козлом. Не довольно ли вам, яко на благой пажити пасостеся, и останок пажити вашея ногами вашими попирасте, и устоявшуюся воду пивасте и останок ногами вашими возмущасте: и овцы моя попранием ног ваших живяху, и возмущенную воду ногами вашими пияху (Иезек. 34, 17—19). Потомки Левия, будучи сведущи в законе, и имея как бы прекрасное пастбище и прозрачную и чистую воду учение Моисея, в достаточной мере способное руководить к познанию истины, некоторым образом попирали пастбище и мутили воду, предлагая грубое, грязное и исполненное земной нечистоты учение тем, которые на подобие овец следовали за ними, как за овнами. Посему граждане и жители Галаада привлекаются к суду, как мутящие воду и изобличаются, как обладающие силою мужа разбойника. А в каком смысле нам следует понимать это, мы постараемся уяснить, толкуя последующие слова.
Скрыша жерци путь, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша в дому Исраилеве. Видех грозная тамо, блужение Ефремово, осквернит Исраиль и Иуда.
Речь святых пророков напоминает о таких иногда исторических событиях, о которых если бы кто захотел умолчать, не мог бы изъяснить смысла сказанных слов. Посему тем, которые желают ясно истолковать приведенные слова и всегда стремятся сделать что-нибудь полезное своим слушателям, необходимо преодолеть леность. Итак, теперь же приступим к этому. Сикима есть небольшой город по ту сторону Иордана в соседстве с Галаадом, который, как мы сказали прежде, отдан был потомкам Левия, когда Иисус Навин разделял землю обетования. Случилось, что во время святого праздника, установленного законом, говорю, праздника кущей, когда все отовсюду обыкновенно приходили во Иерусалим, как требовал того закон, — и некоторые из Сихемлян, или вследствие мучений совести и раскаяния в своем заблуждении, или вследствие призвания Богом к благоразумию, пожелали наконец показать повиновение законам и постарались прийти во Иерусалим и совершить там праздник по закону. Это было некоторым началом как бы обращения и прекращения привязанности к служению идолам. Чтобы некоторые из Израильтян, то есть, принадлежащих к десяти коленам, не приходили из Самарии во Иерусалим для совершения жертвы и праздников, установленных законами, и потом мало но малу не возвращались к древней религии и не делались подданными царства Иудейского, Иеровоам с самого начала измыслил телиц и повелел жалкий совершать им все установленное законом, воздавая собственным изобретениям славу, подобающую Богу. С целью доставить безопасность своему царствованию, он отнял у Бога как бы собственных Его подданных. Итак некоторые из Сихемлян пытались ходить во Иерусалим, но жители соседнего Галаада удерживали их от этого, хотя они, как я сказал, происходя от племени левитского, поставлены были на священнослужение по закону. Так как они делали суетная (ибо были художники идолов): то приходили в гнев при опасении, как бы не пришло в совершенный упадок их искусство, если бы Израиль наконец отвратился от служения идолам. А когда не повиновались их словам, прибегали к нечестивым замыслам и действиям. Стали подговаривать некоторых делать разбойнические нападения на средине пути (во Иерусалим) и зверски избивали Сихемлян, если они решались идти во Иерусалим, вопреки их желанию. И таким образом очень многие погибли. Иные же спасались и имели возможность избежать их руки, но лишившись того, что несли с собою для жертвы, едва-едва возвращались в свое отечество. Посему Владыка всяческих обвиняет жителей Галаада в том, что они как левиты и священнослужители и призванные управлять другими хотя и были обязаны показывать заблуждающимся светлый путь благочестия но закону: но они напротив скрывали его, не позволяя право мудрствовать тем, которые или по собственной воле, или вследствие высшего внушения возбуждены были к решимости освободиться наконец от демонского заблуждения. Итак скрыша, говорит, жерцы путь Господень. Это тоже самое, что иначе ясно сказано другим пророком: священницы не рекоша, где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя (Иер 2:8). Но деяния Галаадитян не ограничивались этим. Кроме того, что скрывали путь Господень, они еще и убивали Сихемлян, предавая их в руки разбойников. Посему Он и говорил Галааду: и крепость твоя яко мужа разбойника.
Смотри, как Бог приводит нам на память древнюю историю и воспоминает о древних преступлениях Левия. То, о чем я говорю, заключается в следующем. Дина, дочь Иакова или Израиля (ибо Иаков переименован был в Израиля) некогда вышла из шатра отца, потому что пожелала видеть дочерей туземных жителей. Это было в Сихеме. Тогда увидев девицу Сихем, сын Емморов, неожиданно изнасиловал и лишил ее девства. Братья девушки, Левий и Симеон, сильно вознегодовав на это, умышляют коварство. Они уговорили жителей Сихема обрезаться. Когда же это было исполнено, они совершенно истребили Сихемлян, еще болевших и изнемогавших от страданий; и на упрек отца за необузданность гнева говорили следующее: аки блудницу ли возымеют сестру нашу (Быт 34:31)? Об этом событии и напоминает нам теперь, с некоторою утонченностью говоря: убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша в дому Израилеве. Тогда, говорит, они были виновны, потому что согрешили против дома Иакова, или Израиля, лишивши невинности девицу, посему мы и убили Сикиму. Но ныне, говорит, они хотели обратиться к Богу, возлюбить установления закона, принести жертвы, совершить праздники и наконец удалиться от помыслов об идолослужении. Что же Левиты? Скрыша путь Господень, убиша Сикиму. Ужели и ныне будут обвинять в том, что совершили беззаконие в дому Израилеве? Какая дева обесчещена ныне? Против какой Дины они согрешили? Какие преступления Сихемлян, когда они почтили Бога, когда они обнаружили любовь к правильному настроению мыслей и горячее желание исполнять требования закона? Итак видех, говорит, ужаснейшее там любодеяние Ефрема. Как будто кто-то поражен удивлением, и весьма справедливо, видя, что род священный и избранный до такой степени удалился от любви к Богу, что они не только сделались изобретателями идолов для других, но и препятствуют им выражать свою любовь к Богу. Итак осквернися, говорит, Исраиль и Иуда, так что если они и подвергнутся чему-либо ужасному: то пусть никто не обвиняет гневающегося на них Бога.
Толкование на пророка Осию.
- 9.
а крепость твоя яко мужа морскаго разбойника: скрыша жерцы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша
См. Толкование на (Ос 6:8)
- 10.
В дому Израилеве видех грозная: тамо блужение Ефремово: осквернися Израиль и Иуда
См. Толкование на (Ос 6:8)
- 11.
Начни объимати виноград себе, егда возвращу пленение людей моих, егда исцелю Исраиля
Пророческая речь опять обращается к жителю Галаада и говорит, что я, как Бог, начал врачевать и обращать Израиля. И Сихемляне наконец пожелали подклонить выю свою Богу и совершать праздники, не Иеровоамом, но законом установленные и удалиться от не знаю как изобретенного заблуждения. Ты же, Галаадитянин, как бы стриг их и обирал как виноградник и из награбленного приобрел себе богатство неправедное. Посему опять с некоторою утонченностью восклицает: начни объимати виноград себе. Сим как бы говорит, а если не говорит, то тонко дает понять, что и я сделаю тебя начатком наказуемых. Начиная стричь Израиля и как бы собирать виноград с совершителей столь ужасного нечестия, Я сделаю тебя начатком гнева. Нужно знать, что Фул, царь Ассирийский, первый сделавший нападение на Самарию и на Израиля, отвел в плен прежде всего колена, жившие по ту сторону Иордана. А там Галаад был единственным городом. И так, как ты, Галаадитянин, брал себе добытое грабительством, когда Я обращал к Себе Израиля и начинал врачевать его: так и Я, предавши Израиля Ассириянам, сделаю тебя начатком отводимых в плен.
Древние преступления сродни с преступлениями Иудеев против Христа. Бог и Отец призывал всего Израиля к тому, чтоб он имел самые лучшие стремления и прекратил служение по закону и вместо него избрал новое и евангельское. Но они не мало противились тем, которые обращали и призывали их к исцелению, как написано, что уже бяху сложилися жидове, да, аще кто его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет (Иоан 9:22). А начальники их слышали: горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко взясте ключ разумения: вы не входите, ни входящих оставляете внити ((Матф 23:13); (Лук 11:52)). Посему они преданы врагам и подверглись тяжким наказаниям за неистовство против Христа.
Толкование на пророка Осию.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Кирилл Александрийский > Книга пророка Осии > Глава 6