- 1.
У люте мне, понеже бых аки солома на жатве, и яко пародок во обимании винограда. Так говорил Иерусалим во дни Иеремии ((Иер 6:9)), это предвозвещал ему и Исаия ((Ис 24:13)). Не сущу гроздию, еже ясти первоплодная, вожделе душа моя. Не грозда обыкновенного желает Пророк, вожделевает же того Грозда, Который на Голгофе повешен был на ветви креста; Его-то Евангелия вожделевает он, как первого плода.
- 2.
Его-то Пророк именует погибшим в народе, когда говорит: погибе благочестивый от земли, и праведнаго в человецех несть: ибо кто свят кроме Господа? В историческом же смысле слова: погибе благочестивый от земли, и праведнаго в человецех несть, согласны с тем, что Господь сказал у Иеремии: поищите, аще обрящете мужа, творящаго суд и правду, и милосерд буду ему ((Иер 5:1)).
- 4.
День стражей твоих и день спасения твоего приходит, как говорят тебе ложные твои пророки.
- 5.
- 6.
Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его.
См. Толкование на (Мих 7:5)
- 7.
Аз же к Господеви воззрю. Так говорить сердце праведника.
- 8.
Ст. 8-9 Не радуйся о мне враждебница моя. Так говорит Иерусалим Вавилону. Не радуйся, яко падох и возстану; не радуйся, что я пленен: ибо буду избавлен.
Аще сяду во тме, Господь осветит мя. Теперь я во тьме, но Господь снова осветит меня в Сионе. Исполнилось сие и на Церкви, которая вначале была посреди блуждающих язычников, и сатана содержал ее в плену и рабстве под тяжким игом своим; собственно же говорится сие от лица синагоги иудейской, которая нечествовала пред Богом, думая, что Бог есть только Бог Иудеев, а не вместе и язычников. И узрю правду Его, т.е. увижу, как Бог праведно рассудит суд мой, и на мучителей моих обратит чашу гнева. Хотя и сама я согрешила, и гневался он на меня несколько: но они особенно усугубили бедствие мое.
- 9.
Гнев Господень стерплю, яко согреших Ему. Перенесу с терпением плен, потому что согрешил, когда наслаждался миром.
См. также Толкование на (Мих 7:8)
- 10.
Будет в попрание аки кал на путех. Пророк говорит о царствах вавилонском и мидийском, и имеет в виду то время, когда все враги Иудеев будут попраны Халдеями, а после и сами Халдеи попраны и истреблены Мидянами.
- 11.
День возсоздания стен твоих. Царства сии суть как бы стены твои, Иерусалим. День, в который подъят будешь на рамена народов. Сие согласно с тем, что Исаия пророчествовал о Церкви, и о славе, какую воздавать будут сынам ее, говоря: будете ссать славу языков, взяты будете на рамена и питаемы на коленах ((Ис 66:11).12). Ибо слова сии должно разуметь о Церкви и о тех благах, какие излиты на нее и на чад ее; потому что чада ее сосут славу и любовь всех народов, их народы носят на раменах своих и держат в объятиях своих.
- 12.
Придет день времени твоего выйдти тебе из Ассрии и из укрепленных городов у народов, из Тира, от моря даже до моря и до горы Ор. Сие согласно с сказанным в другом месте: если рассеянные твои, Израиль, будут на краях небес, оттуда соберу вас, говорит Господь ((Втор 30:4)). Сие действительно исполнилось на святой Церкви; ибо Господь собрал ее в день, когда явился Христос. И Пророк все время домостроительства Христова называет здесь одним днем. Церковь действительно собрана из всех народов, бывших дотоле в заблуждении, собрана со всех краев земли, со всех пределов моря, куда только ходили Апостолы проповедовать Евангелие.
- 14.
Ст. 14-15 Паси люди твоя жезлом твоим. В смысле историческом Пророк говорит здесь о Зоровавеле, который, по возвращении Иудеев из плена, поставлен был вождем народным, чтобы ему быть руководителем и князем. Паси, Зоровавель, говорит Пророк, властью кроткою. В смысле же духовном исполнилось сие на Христе. Он есть истинный Пастырь, пасущий народ Свой с кротостью и мягкосердием. Вселятся едины, не будут они как овцы, пасущиеся на месте тесном, утесняемые многочисленными окружающими народами, но как овцы среде Кармила, т.е. пасущиеся на обширных и тучных кармильских пажитях, упасутся в Мафнине и в Галааде, т.е. возвратятся и будут наслаждаться благами по днем исхода из Египта.
- 15.
Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю ему дивные дела.
См. Толкование на (Мих 7:14)
- 17.
Яко змиеве земли смятутся во облежении своем, т.е. племена Гоговы истреблены будут, и не возвратятся более на пути, по которым ходили.
- 18.
Кто Бог, яко же Ты? Так скажут праведники, возвращающееся из Вавилона. Оставляяй нечестие и грех народа Своего, потому что возвратил его из плена; и не удержа гнева Своего во век; гневался, пока только требовала сего правда Твоя.
- 19.
Той обратится и ущедрит ны по милосердию Своему, какое являл нам изначала. И соберет неправда наша, и ввержет в глубины морския вся грехи, которыми огорчили мы Его; простит и изгладит нечестие народа Своего.
- 20.
Даст истину Иакову, и милость Аврааму, якоже клялся еси отцем нашим во дни первыя, т.е. от начала, во дни, когда вступал с ними в завет, и говорил так: семени вашему дам землю сию ((Быт 15:18)).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Михея > Глава 7