< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7

Глава 7

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    У люте мне, понеже бых аки солома на жатве, и яко пародок во обимании винограда. Так говорил Иерусалим во дни Иеремии ((Иер 6:9)), это предвозвещал ему и Исаия ((Ис 24:13)). Не сущу гроздию, еже ясти первоплодная, вожделе душа моя. Не грозда обыкновенного желает Пророк, вожделевает же того Грозда, Который на Голгофе повешен был на ветви креста; Его-то Евангелия вожделевает он, как первого плода.

  • 2.

    Его-то Пророк именует погибшим в народе, когда говорит: погибе благочестивый от земли, и праведнаго в человецех несть: ибо кто свят кроме Господа? В историческом же смысле слова: погибе благочестивый от земли, и праведнаго в человецех несть, согласны с тем, что Господь сказал у Иеремии: поищите, аще обрящете мужа, творящаго суд и правду, и милосерд буду ему ((Иер 5:1)).

  • 4.

    День стражей твоих и день спасения твоего приходит, как говорят тебе ложные твои пророки.

  • 5.

    Ст. 5-6 Не верите другом вашим, не надейтеся на ближних ваших, понеже врази мужу домашнии его. То же повторял Иудеям Пророк Иеремия: кийждо да стрежется: и на братию свою не уповайте; ибо всяк брат запинанием запнет, и всяк друг льстивно наскочит. Кийждо другу своему посмеется ((Иер 9:4).5).

  • 6.

    Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его.

    См. Толкование на (Мих 7:5)

  • 7.

    Аз же к Господеви воззрю. Так говорить сердце праведника.

  • 8.

    Ст. 8-9 Не радуйся о мне враждебница моя. Так говорит Иерусалим Вавилону. Не радуйся, яко падох и возстану; не радуйся, что я пленен: ибо буду избавлен.

    Аще сяду во тме, Господь осветит мя. Теперь я во тьме, но Господь снова осветит меня в Сионе. Исполнилось сие и на Церкви, которая вначале была посреди блуждающих язычников, и сатана содержал ее в плену и рабстве под тяжким игом своим; собственно же говорится сие от лица синагоги иудейской, которая нечествовала пред Богом, думая, что Бог есть только Бог Иудеев, а не вместе и язычников. И узрю правду Его, т.е. увижу, как Бог праведно рассудит суд мой, и на мучителей моих обратит чашу гнева. Хотя и сама я согрешила, и гневался он на меня несколько: но они особенно усугубили бедствие мое.

  • 9.

    Гнев Господень стерплю, яко согреших Ему. Перенесу с терпением плен, потому что согрешил, когда наслаждался миром.

    См. также Толкование на (Мих 7:8)

  • 10.

    Будет в попрание аки кал на путех. Пророк говорит о царствах вавилонском и мидийском, и имеет в виду то время, когда все враги Иудеев будут попраны Халдеями, а после и сами Халдеи попраны и истреблены Мидянами.

  • 11.

    День возсоздания стен твоих. Царства сии суть как бы стены твои, Иерусалим. День, в который подъят будешь на рамена народов. Сие согласно с тем, что Исаия пророчествовал о Церкви, и о славе, какую воздавать будут сынам ее, говоря: будете ссать славу языков, взяты будете на рамена и питаемы на коленах ((Ис 66:11).12). Ибо слова сии должно разуметь о Церкви и о тех благах, какие излиты на нее и на чад ее; потому что чада ее сосут славу и любовь всех народов, их народы носят на раменах своих и держат в объятиях своих.

  • 12.

    Придет день времени твоего выйдти тебе из Ассрии и из укрепленных городов у народов, из Тира, от моря даже до моря и до горы Ор. Сие согласно с сказанным в другом месте: если рассеянные твои, Израиль, будут на краях небес, оттуда соберу вас, говорит Господь ((Втор 30:4)). Сие действительно исполнилось на святой Церкви; ибо Господь собрал ее в день, когда явился Христос. И Пророк все время домостроительства Христова называет здесь одним днем. Церковь действительно собрана из всех народов, бывших дотоле в заблуждении, собрана со всех краев земли, со всех пределов моря, куда только ходили Апостолы проповедовать Евангелие.

  • 14.

    Ст. 14-15 Паси люди твоя жезлом твоим. В смысле историческом Пророк говорит здесь о Зоровавеле, который, по возвращении Иудеев из плена, поставлен был вождем народным, чтобы ему быть руководителем и князем. Паси, Зоровавель, говорит Пророк, властью кроткою. В смысле же духовном исполнилось сие на Христе. Он есть истинный Пастырь, пасущий народ Свой с кротостью и мягкосердием. Вселятся едины, не будут они как овцы, пасущиеся на месте тесном, утесняемые многочисленными окружающими народами, но как овцы среде Кармила, т.е. пасущиеся на обширных и тучных кармильских пажитях, упасутся в Мафнине и в Галааде, т.е. возвратятся и будут наслаждаться благами по днем исхода из Египта.

  • 15.

    Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю ему дивные дела.

    См. Толкование на (Мих 7:14)

  • 17.

    Яко змиеве земли смятутся во облежении своем, т.е. племена Гоговы истреблены будут, и не возвратятся более на пути, по которым ходили.

  • 18.

    Кто Бог, яко же Ты? Так скажут праведники, возвращающееся из Вавилона. Оставляяй нечестие и грех народа Своего, потому что возвратил его из плена; и не удержа гнева Своего во век; гневался, пока только требовала сего правда Твоя.

  • 19.

    Той обратится и ущедрит ны по милосердию Своему, какое являл нам изначала. И соберет неправда наша, и ввержет в глубины морския вся грехи, которыми огорчили мы Его; простит и изгладит нечестие народа Своего.

  • 20.

    Даст истину Иакову, и милость Аврааму, якоже клялся еси отцем нашим во дни первыя, т.е. от начала, во дни, когда вступал с ними в завет, и говорил так: семени вашему дам землю сию ((Быт 15:18)).

Ничего нет для сопоставления.