- 1.
Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским
Дух же Святый ясно говорит чрез пророков, на коих, нисходя, Он почивает, - что в последния времена, то есть в последние дни, отступят некоторые от веры, внимая духом обмана и учениям диавольским. Заметь, пожалуйста, что они уклоняются от истинной веры, следуют заблуждениям других и делаются добровольными проповедниками учения демонов, им являющихся.
- 2.
через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей
Кои уже отвергли свои намерения и отложили их, то есть осквернена совесть их.
- 3.
запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
И запрещают вступать в брак, не ради высшей степени девства, но поелику брак в глазах их представляется делом нечистым. Это, по удостоверению некоторых, делают Маркионисты, а по другим - и Манихеи, и разные другие секты. Апостол, предупреждая, дал здесь пророчество об имеющих быть после него ересях. Маркионисты считают нечистым брак, а Манихеи - некоторые яства, кои Бог создал на утешение с благодарением верующих, то есть на утешение вкушающих и для благодарения не вкушающим. Ибо верующие отвращаются от них не из того, чтобы не оскверниться, но воздерживаются от наслаждения ими, чтобы не жить ради них.
- 4.
Ст. 4-5 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Потому что всякое создание Божие хорошо (есть), - как и сказано о сем: и увидел Бог все, что создал, и вот было (это) хорошо весьма ((Быт 1:31)), - и ничего отверженнаго (что должно отвергать) между ними, то есть ничего нет между ними скверного. Ведь верующие вкушают не с богохулением их (язычников), так чтобы осквернялись от этого. Равно и продаваемое мясо тех животных, кои убиваются самими язычниками, нимало не оскверняет их, ибо оно освящается чрез слово Божие и молитву, которую произносят над ним.
- 5.
потому что освящается словом Божиим и молитвою.
См. Толкование на (1 Тим 4:4)
- 7.
Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии
Негодных же слов Иудейских и чуждых сект избегай, а упражняй себя в благочестии, то есть в делах праведных.
- 8.
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
Ибо телесное упражнение тех, кои занимаются им, на мало (есть) полезно, пока то есть живет тело их, оно оказывает им помощь, - дела же праведности, в коих упражняются души, всегда оказываются полезными: здесь - тем, что снискивают доброе имя, а в будущем веке - тем, что дают нам блаженство вечной жизни.
- 12.
Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
Никто юностию твоею да не пренебрегает, образцем добра будь для верных не в слове только, но и в обращении (житии), в любви, в вере и в чистоте.
- 13.
Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
Пока прийду, занимайся утешением из Писаний и учением, то есть предавайся молитве и чтению Писания.
- 14.
Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
Не неради, говорит, о благодати, которая дана чрез пророчество с возложением рук пресвитеров, то есть епископов. Может быть вместе с возложением рук епископства, которое принял, получил он и пророчество.
- 15.
О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
В сем пребывай, говорит, и этим предварительно занимайся, то есть предварительно пребывай в этом, как изучением так и исполнением на деле, - дабы чрез эти дела явно было, что ты преуспевал доселе.
- 16.
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Внимай себе и учению твоему, - и пребывай в них, дабы никоим образом ты не мог подвергнуться порицанию и в вере твоей, - во время гонения не отступай. А сие творя, не только себя спасешь добрым поведением своим, но и тех, кои слушают тебя, приведешь ко благу.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Первое послание к Тимофею > Глава 4