- 2.
И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им
Что касается притч, разъяснения которых евангелисты нам не приводят, то следует в целом о них заключить, что Иисус Своим учеником наедине изъяснял все, а писавшие Евангелия сокрыли от нас толкование потому, что показываемое в этих притчах было выше естества букв. Любое истолкование или объяснение этих притч неизбежно было бы таким, что весь мир не вместил бы написанных о них книг. О, если бы нашлось сердце, через чистоту свою вмещающее Писания, изъясняющие притчи, так чтобы они начертались в этом человеке духом Бога Живаго! Однако кто-то может сказать: а не впадаем ли мы в нечестие, когда, испытывая подобное желание, пытаемся прояснить то, что стоит выше письмен (ведь они показывают нам нечто сокровенное и тайное), хотя, предположим, нам и кажется, что мы достоверно познали их смысл? На это ответим, что точно постигшие их смогут также понять, что нужно им делать. Что же до нас, то мы признаемся в своей неспособности добраться до глубины того, что в них раскрывается. Тем не менее, если вдруг некую малую часть до некоторой степени для себя проясним, то скажем следующее: из того, что мы, как нам кажется, обнаружили в результате многого исследования и разыскания (по благодати ли Божией или через силу нашего собственного ума), часть не решимся доверить письму, другую же часть излагаем здесь в какой-то мере ради нашего упражнения и для пользы читателей.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
- 11.
И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах
Быстрое исцеление может пойти не во благо исцеляемым, когда те из них, кто по своей вине попал в это тяжелое положение, легко избавляются от постигших их тягот. Ибо, пренебрегая постигшим их злом как легко исцелимым, они, не остерегаясь, чтобы во второй раз не впасть в него, вновь в нем оказываются. Для таких вечный Бог, Который знает все потаенное и «знает все прежде бытия его», по Своей доброте откладывает быстрейшую помощь и, так сказать, помогает не помогая, потому что это идет им на пользу. Потому естественно, что и в отношении внешних, о которых здесь идет речь… Господь устроил так, что они не смогли услышать ясно о вещах более глубоких, чтобы, быстро обратившись и излечившись через прощение, они не признали бы раны порока чересчур легкими и удобоизлечимыми и вскоре не впали бы в него снова.
О началах.
- 30.
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его
У Марка написано: …чему уподобим Царствие Божие, или какою притчею изобразим его? - из чего явствует, что есть разница между уподоблением и притчей. Уподобление, похоже, относится к роду, притча - к виду. Или, что тоже возможно, уподобление, как наиболее общее, охватывает в качестве вида как притчу, так и одноименное с родовым понятием уподобление.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > От Марка святое благовествование > Глава 4