• 1.

    И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

    Что за книгу видел Иоанн, написанную внутри и отвне? И запечатанную, так что никто ни раскрыть сию книгу, ни посмотреть ее, ни снять печати ее (ст.2) не может, а только лев от колена Иудина, корень Давидов (ст.5), имеющий ключ Давида, который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит (ст.7)? Это означает, что все Писание явлено через эту книгу: написанное отвне - обычное его понимание, внутри - потаенное и духовное.

    Комментарии на Евангелие от Иоанна.

  • 6.

    И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный

    Если мы рассмотрим сказанное Иоанном, указующего на Иисуса и говорящего: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), что утверждало домостроительство воплотившегося Сына Божьего в  жизнь людей, - нам нужно было бы признать, что Агнец - не кто иной, как живой человек. Ибо как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53:7), говоря: Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание (Иер 11:19). Именно поэтому и в Апокалипсисе увиденный Агнец стоял как бы закланный. Этот закланный Агнец, рожденный согласно определенному таинственному замыслу, - очистительная жертва всего мира. По человеколюбию Отца [Он] искупил нас, продавшихся в рабство грехам, Своей кровью.

    Комментарии на Евангелие от Иоанна.

  • 8.

    И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых

    Жертвенники являются для нас примером каждого из праведников, откуда истинно и духовно возносится благоухающий фимиам - молитвы, исходящие от чистой совести. Поэтому сказано у Иоанна в Апокалипсисе: фимиам - это молитвы святых, и у псалмопевца: Да направится молитва моя, как фимиам, перед лице Твое (Пс 140:2). Изображения же и подобающие жертвенные дары Богу не ремесленными художниками изготовляются, но Словом Божиим освещаются и принимают в нас образ добродетели, подобия, достигнутые прежде всякого творения, в котором есть [подобие] справедливости, благоразумия, мужества, мудрости, благочестия и примеры других добродетелей.

    Комментарии на Евангелие от Иоанна.