Глава 7

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 7 11
  • 1.

    В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон. Видение же головы его [было] на ложе его. И, записав сон, он вкратце изложил его и, передавая в общих чертах, сказал.

    Это отдел, который мы теперь собираемся изъяснить, и последующий, о котором будем [впоследствии] говорить, предшествовали в историческом отношении двум предыдущим . Ибо об этом и последующем говорится как о случившемся в первый и третий год Валтасара. А о том, что было прочитано перед предыдущим отделом, пишется как о случившемся в последний год или последний день царствования Валтасара. И это мы читаем не только у Даниила, но также у Иеремии и Иезекииля, как будем иметь возможность указать в самых этих местах, если продолжится жизнь наша. Но в предыдущих [отделах] в историческом порядке повествуется о том, какие чудесные знамения были при Навуходоносоре, Валтасаре, Дарий или Кире. А в этих повествуется о том, когда какие были видения, о которых знает один только пророк и которые у варварских народов не считаются за великое знамение или откровение; поэтому они описываются лишь настолько, чтобы у потомков их сохранилась память о том, что были за видения.

  • 2.

    Ст. 2-3 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

    Видел я в видении моем ночью: и вот Четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, отличные один от другого. Под четырьмя небесными ветрами я разумею ангельские силы, которым были поручены главные царства, согласно с тем, что мы читаем во Второзаконии: когда разделял Всевышний народы, ибо расселились сыны Адамовы, тогда поставил пределы народов по числу ангелов Божиих . Часть же Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его (32:8—9). Море же означает мир и век сей, изобилующий горькими и солеными волнами, как изъясняет Господь в притче о неводе, закинутом в море . Поэтому и дракон называется царем всего, находящимся на водах , и головы его, по Давиду, сокрушаются в море . И у Амоса читаем: хотя бы [кто] погрузился в глубинах морских, то повелю дракону, и уязвит его (9:3). О четырех же зверях, которые выходили из моря и были непохожи один на другого, мы можем узнать из слов ангела: эти четыре больших зверя, — говорит он, — [означают, что] четыре царства восстанут из земли (Дан 7:17). Четыре ветра, боровшиеся на великом море, называются небесными ветрами потому, что каждый ангел действует в пользу того царства, которое ему вверено. И то нужно заметить, что именем зверей указывается лютость и жестокость царств.

  • 3.

    и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

    См. Толкование на (Дан 7:2)

  • 4.

    Первый как львица, но имел крылья орлиные. Я смотрел, пока не были вырваны крылья у него, и поднят был он от земли и стал на ноги как человек, и сердце его дано ему.

    Царство Вавилонское по причине свирепости и жестокости или по причине страсти к жизни, посвященной похотям, называется не львом, а львицею. Ибо писавшие о свойствах зверей говорят, что львицы более люты, в особенности если кормят детенышей, и постоянно стремятся к соитию. А что она (львица) имела крылья орлиные, то это означает гордость могущественнейшего царства, князь которого говорит через Исайю: выше звезд небесных поставлю престол мой и буду подобен Всевышнему (14:13—14). Поэтому говорится ему; если вознесешься как орел, и оттуда низрину тебя (Авд 1:4). Сверх того, как лев между зверями, так орел царит между птицами. Также и то нужно сказать, что орел долго живет и что царство Ассирийское господствовало в течение многих веков. А что крылья были вырваны у него, то есть у львицы или у орла, это означает прочие царства, которыми он управлял и [над которыми как бы] лежал в мире. И поднят он был, говорит, от земли, то есть по разрушении царства Халдейского. В следующих же затем словах: и стал на ноги как человек, и сердце его дано ему, если разуметь Навуходоносора, то после потери им царства и отнятия у него власти он снова пришел в прежнее состояние, и узнал, что он не львица, а человек, и получил сердце, которое он [прежде] утратил. Если же это вообще понимать в отношении к Вавилонскому царству, то [это может означать то], что Вавилоняне, после умерщвления Валтасара и перехода власти к Мидянам и Персам, поняли, что они обладают природой низкой и слабой. Заметь порядок: кто в истукане имел золотую голову, тот называется львицею.

  • 5.

    И вот другой зверь, похожий на медведя, стоял с [одной] стороны, и три ребра были во рту его, между зубами его, и ему сказано так: встань, ешь мяса много!

    Второй зверь, похожий на медведя, тот самый, о котором в видении истукана мы читали: грудь его и руки его из серебра (Дан 2:32), вследствие жестокости и лютости сравнивается с медведем. Ибо царство Персидское, подобно лакедемонянам, было сурово и питалось скудной пищей, так что употребляло суп с солью и крессом. Об этом мы можем прочитать в «Детстве» Кира Старшего . Слова: стоял с [одной] стороны Евреи так объясняют, что они (Персы) не совершали никаких жестокостей над Израилем . Поэтому и у Захарии-пророка они называются белыми конями . Три же ребра или ряда во рту его и между зубами некто так объяснил, что царство Персидское было разделено между тремя князьями, как и в отделе о Валтасаре и Дарий мы читали, что были три князя, доставленные над сто двадцатью сатрапами. Другие разумеют трех Персидских царей», бывших после Кира, умалчивая об имени их. Но мы знаем, что после Кира, царствовавшего тридцать лет, у Персов царствовал Камбис, сын его, и братья маги , а потом Дарий, во второй год которого начали строить храм в Иерусалиме. Пятым был Ксеркс, сын Дария, шестым Артабан , седьмым Артаксеркс, называвшийся Москрохеф, то есть «Долгорукий» (Longimanus), восьмым [другой] Ксеркс, девятым Согдиан, десятым Дарий по прозвищу , одиннадцатым Артаксеркс, называвшийся , то есть «Памятливый», двенадцатым другой Артаксеркс, именовавшийся также Охом, тринадцатым Арсес, сын Оха, четырнадцатым Дарий, сын Арсама, побежденный Александром Македонским. Как же мы можем говорить, что у Персов было три царя?! Разве избрать некоторых, наиболее жестоких, каких мы не можем найти в исторических повествованиях? Поэтому под тремя ребрами в устах царства Персидского и между зубами его мы должны понимать три царства: Вавилонян, Мидян и Персов, которые были соединены в одно царство . Слова же: и ему сказано так: встань, ешь мяса много! означают то время, когда при Ассуире, которого Семьдесят называют Артаксерксом , по наущению Амана Агагита в один день повелено было умертвить всех Иудеев. И прекрасно, что не сказал: «пожрал их», но «ему сказано так», чтобы было только покушение, а не осуществление.

  • 6.

    Затем видел я, и вот другой [зверь] как барс, и он имел четыре птичьих крыла на себе и четыре головы были у зверя, и власть дана была ему.

    Третье царство — Македонское, о котором в [видении] истукана мы читали: чрево и бедра его из меди (2:32), сравнивается с барсом, быстрейшим и стремительнейпшм зверем, который быстро устремляется, чтобы проливать кровь, и с прыжками бросается, чтобы умерщвлять. И он имел четыре крыла. Ибо ничего не было быстрее победы Александра, который от Иллирии и Адриатического моря до Индийского океана и реки Ганг быстро прошел не столько среди войн, сколько среди побед, и в шесть лет подчинил себе часть Европы и всю Азию. Четырьмя же головами называет тех вождей, которые впоследствии были преемниками его царской власти: Птолемея, Селевка, Филиппа, Антигона. Добавление же: и власть дана была ему показывает, что это было следствием не мужества Александра, а воли Господа.

  • 7.

    После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.

    После сего видел я в ночном видении: и вот зверь четвертый, страшный и необыкновенный и чрезвычайно сильный; он имел большие железные зубы, попирая и сокрушая, а остатки попирая ногами своими. Четвертое царство, обладающее теперь всей землей, есть Римское, о котором в образе истукана говорится: голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные (2:33); но он (пророк) и теперь упоминает отчасти о железе, свидетельствуя, что зубы его были железные и большие. Меня нисколько не удивляет то, что, сопоставив три царства с львицей, медведем и барсом, Римское царство он не сравнил ни с каким зверем. Не потому ли он умолчал об имени [зверя], чтобы представить зверя страшным и чтобы мы относили к Римлянам все то, что есть наиболее лютое в зверях? То, что здесь умалчивается, сказано, по мнению Евреев, в псалмах: уничтожает ее вепрь из чащи, и уединенный зверь поедает ее (Пс 79:14) , вместо чего в еврейском тексте стоит: все звери полевые терзали ее. Ибо мы знаем, что в одном Римском государстве соединились все царства, которые прежде были разъединены. Следующие же затем слова: пожирая и сокрушая, а остатки попирая ногами своими, означают то, что все народы были или истреблены ими (римлянами), или обложены податью и порабощены.

    Он не похож был на прочих зверей, которых я видел прежде. Ибо в прочих зверях были страшными отдельные признаки, а в этом — все.

    И имел он десять рогов. Порфирий двух последних зверей, [относящихся к царствам] Македонян и Римлян, относит к одному Македонскому царству и разделяет их, утверждая, что под барсом разумеется сам Александр, а под зверем, непохожим на прочих зверей, четыре преемника Александра, и затем перечисляет до Антиоха, называвшегося Эпифаном, десять царей, бывших наиболее жестокими; но самих царей не берет из одного царства, например из Македонии, Сирии, Азии или Египта, а из различных царств составляет один ряд царей, так что слова: уста, говорящие высокомерно, признаются сказанными не относительно Антихриста, а относительно Антиоха.

  • 8.

    Я смотрел на рога, и вот вышел из средины их еще небольшой рог, и три из первых рогов были исторгнуты им. И вот в этом роге глаза как глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно.

    Порфирий неосновательно полагает, что небольшой рог, вышедший после десяти рогов, есть Антиох Эпифан и что три рога, исторгнутые из десяти рогов, это шестой [царь] — Птолемей по прозванию Филометор, седьмой -— Птолемей Эвергет, и Артаксий, царь Армянский, из которых первые умерли гораздо ранее, чем родился Антиох , а Арггаксий остался на прежнем царстве, хотя, как мы знаем, против него и воевал Антиох. Поэтому мы должны сказать то же, что передали все церковные писателя, — что при кончине мира, когда будет разрушено царство Римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир Римский, и восстанет одиннадцатый царь, небольшой, который победит трех из десяти царей, то есть царя Египетского, Африканского и Эфиопского, как мы далее скажем об этом яснее. По умерщвлении же их и семь других царей подчинятся победителю. И вот, говорит, в этом роге глаза как глаза человеческие. Поэтому мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь Сатана будет жить телесно. И уста, говорящие высокомерно. Ибо это человек греха, сын погибели, так что он дерзнет сидеть в храме Божием, выдавая себя за Сына Божия (2 Фес 2:3—4).

  • 9.

    Я смотрел, доколе не были поставлены престолы и воссел Ветхий днями. Одеяние Ею бело как снег, и волосы главы Ею — как чистая волна, престол Ею — пламя огня, колеса Его — огонь пылающий; река огненная и быстрая исходила от Нею.

    Подобное этому читаем и в Откровении Иоанна: и тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола, и на двадцати четырех престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, облеченных в белые одежды и имевших венцы золотые на головах своих, И от престола, исходили громы и молнии, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу (4:2—6). Таким образом, многие престолы, виденные Даниилом, по моему мнению, те же, которые Иоанн называет двадцатью четырьмя престолами. Ветхий же днями — Тот, Который, по Иоанну, один сидит на престоле. Также Сын человеческий, приходящий к Ветхому днями, — тот самый, который у Иоанна называется львом от колена Иудина, корнем Давидовым (Отк 5:5) и прочим, подобным этому. Полагаю, что это те престолы, о которых апостол Павел говорит: престолы ли, господства ли (Кол 1:16). И в Евангелии мы читаем: вы сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:28). Называется же Сидящим и Ветхим днями Бог для того, чтобы показать, , что Он есть вечный судия. Одеяние Его бело как снег, и волосы главы Ею — как чистая волна. Так же и Спаситель, преобразившийся на горе и принявший славу божественного величия, был видим в белых одеждах . Волосы главы Его сравниваются с самой чистой волною, чтобы показать, что суд Его будет справедлив, нелицемерен и нелицеприятен. Он изображается старцем, чтобы показать зрелость суждения. Престол Его уподобляется пламени огня, чтобы грешники боялись великих мучений, а праведники спасались как бы через огонь. Колеса Его или колесница Его подобны огню пылающему. И у Иезекииля о Боге говорится как о сидящем на колеснице и все Божие изображается как огненное (Иез гл. 1). Об этом и в другом месте говорится: Бог есть огонь поядающий (Втор 4:24), чтобы мы знали, что дрова, сено и солома сгорят в день Суда. И в псалмах мы читаем: пред Ним идет огонь и попаляет врагов Его (96/97:3). Река огненная и быстрая исходила от Него, чтобы увлекать грешников в геенну.

  • 10.

    Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.

    Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним. Это не потому, чтобы было определенное число слуг Божиих, а потому, что большего количества не может выразить язык человеческий. Это те тысячи и те мириады, о которых мы читаем в псалмах: колесниц Божиих тьмы тем, тысячи тысяч несущихся, Господь в них (67/68:18). И в другом месте: творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими — огонь пылающий (Пс 103:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений (cmciatibus).

    Суд сел, и раскрылись книги. Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей, и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Откровении мы читаем: обвинитель братии наших (Отк 12:10). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: [имена] на прахе да напишутся (Иер 17:13).

  • 11.

    Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.

    Вид ел я, что за изречение высокомерных слов, какие говорил тот рог… Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена Римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно. И видел я, как был убит зверь и тело его погибло. В одном Римском государстве за богохульства Антихриста будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно приидет Сын Божий, о Котором говорится:

  • 13.

    Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

    И вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору, и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является в образе Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях апостолов: мужи галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же приидет, каким образом вы видели Его восходящим на небо (1:11).

    Ст. 13-14 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

    И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь, и царство. Все сказанное о том, что Он был приведен к всемогущему Богу и получил власть, честь и царство, должно понимать согласно со словами апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но умалил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:6). Если бы ересь ариан обратила благочестивое внимание на все это, то не возвела бы на Сына Божия клеветы в неравенстве .

  • 14.

    И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

    И все народы, племена и языки будут служить Ему. Власть Его — власть вечная, которая не уничтожится, и царство Его не разрушится и проч. Пусть ответит Порфирий: кому из людей может приличествовать это, или: кто это столь могущественный, что сломил и сокрушил небольшой рог, под которым он понимает Антиоха? Если он ответит, что князья Антиоха были побеждены Иудой Маккавеем, то должен будет показать, каким образом он идет с облаками небесными подобно Сыну человеческому, и приводится к Ветхому днями, и дается ему власть и царство, и все народы, племена и языки служат ему, и власть его вечная, не ограничиваемая никаким пределом?

    См. также Толкование на (Дан 7:13)

  • 17.

    Ст. 17-18 «эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков».

    Эти четыре больших зверя [означают, что] четыре царства восстанут от земли, И примут царство святые Всевышнего. Четыре царства, о которых мы говорили выше, были земными. Ибо все, что из земли, возвратится в землю (Еккл 3:20) . Но святые будут иметь не земное царство, а небесное. Пусть же прекратится сказка о тысячелетии!

  • 18.

    Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков

    И будут владеть царством вовек и веки веков, и проч. Если это относится к Маккавеям, то пусть покажет тот, кто это утверждает, каким образом царство их может быть вечным.

    См. также Толкование на (Дан 7:17)

  • 25.

    и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.

    И против Всевышнего будет говорить слова, или, как перевел Симмах: говорит слова как Бог, так что, приняв божескую власть, он присвоит себе также слова, свойственные божественному величию.

    И будет угнетать святых Всевышнего и возмечтает изменить времена и законы. Ибо Антихрист будет вести борьбу против святых и победит их, и настолько возгордится, что замыслит изменить законы Божий, богослужение, и будет превозноситься над всем, что называется Богом, и подчинит своей власти все, входящее в область религии.

    И будут преданы в руку его до времени и времен и полувремени. Время означает год. Времена по свойству еврейского языка, имеющего также двойственное число, означают два года. А половина времени [означает] шесть месяцев, в течение которых святые будут преданы власти Антихриста, чтобы были осуждены Иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорит в Евангелии: и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть (Мф 24:22). О том, что эти времена неприменимы к Антиоху, об этом мы скажем при последнем видении.

  • 26.

    Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.

    И воссядет суд, чтобы власть была отнята у него и сокрушена и уничтожена до конца. Это [сказано] об Антихристе, то есть о небольшом роге, говорившем высокомерно, потому что царство его должно быть разрушено навеки.

  • 27.

    Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.

    Царство же, и власть, и величие царственное, которое есть под всем небом, дано будет народу святых Все вышнего, Которого царство — царство вечное, и все цари будут служить и повиноваться Ему. Это говорит о власти Христа, которая будет вечной.

  • 28.

    Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем.

    Здесь конец слова — того слова или речи, которое открыл мне Господь в настоящем видении.

    Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лицо мое изменилось на мне, но слово я сохранил в сердце своем. Доселе книга Даниила написана на халдейском и сирийском языке. Прочее, что далее последует до конца книги, мы читаем по-еврейски.