Глава 4

  • 1.

    Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню

    Несомненно, что возведен Духом Святым, ибо далее следуют слова: Для искушения от дьявола. Он отводится не против Своего желания или увлекается не так, как пленник, но добровольно, имея силу сопротивляться этому.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 2.

    Ст. 2-3 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий

    В этом числе сорок, - в течение которых Моисей постился на горе Синай (Исх 24:18) и Илия - возле горы Хорив (3 Цар 19:8), нам показывается таинство. А телу [Спасителя] предоставляется возможность испытать голод, чтобы таким образом дать повод дьяволу к искушению.

    скажи, чтобы камни сии сделались хлебами

    Испытывающему голод говорится нечто подходящее. Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия [говоря]: Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 3.

    И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами

    См. Толкование на (Мф 4:2)

  • 4.

    Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

    Свидетельство взято из книги Второзакония (Втор 8:3). А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением. Вместе с тем необходимо заметить, что если бы Господь не начал поститься, то у дьявола не было бы случая к искушению, согласно тому, что написано: Сын мой приступая к служению пред Господом, стоп в правде и в страхе, и приготовь душу свою к испытанию (Сир 2:1). Но и самый ответ Спасителя показывает, что человеком был Тот, Который подвергался искушению: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Итак, кто не питается словом Божиим, тот не живет.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 5.

    Ст. 5-6 Потом берет Его диавол в святый город

    Это взятие, о котором говорится, не есть следствие слабости Господа, а следствие самонадеянности врага, который желание Господа принимает за проявление крайней нужды. Из этого же места является понятным, что значит написанное в другом месте: Вошли во святый град, и явились многим (Мф 27:53).

    и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему

    Это для того, чтобы испытать тщеславием Того, Кого он испытал голодом.

    если Ты Сын Божий

    Во всех искушениях дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении.

    бросься вниз; ибо написано

    Слово дьявола, который [или: которое] всегда желает, чтобы все падали, говорит: Бросься вниз, - это слово может убеждать [нас], но не может [нас] низвергнуть.

    Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею

    Это мы читаем в Девяностом псалме. Но там содержится пророчество не о Христе, а вообще о святом муже. Итак, дьявол неправильно (male) изъясняет Священное Писание. Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: На аспида [небольшая ядовитая змея] и василиска [змея большая] наступишь [без вреда]; попирать будешь льва и дракона [большой змей]: О помощи ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении как хитрец он умалчивает.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 6.

    и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею

    См. Толкование на (Мф 4:5)

  • 7.

    Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего»

    Лживые стрелы дьявола, которые он заимствует из Писаний, [Господь] сокрушает с помощью истинных щитов Писания. И следует отметить, что необходимые свидетельства Он взял только из Второзакония, чтобы показать таинства Нового закона [secundae legis = Второго закона].

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    Ст. 8-9 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему

    Слава мира, которая уйдет вместе с миром, показывается на горе и в высокомерии. Господь же нисходит к смирению и на равнины, чтобы победить дьявола смирением. Затем дьявол спешит повести Его к горам, для того чтобы и прочие низвергались через то же, через что он сам низвергся, согласно тому, что говорит апостол: Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим 3:6).

    все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне

    Дьявол с гордостью и высокомерием говорит так по своему хвастовству, а не потому, что имеет власть во всем мире, или [или: так что] может дать все царства, так как мы знаем, что и весьма многие святые мужи поставлены от Бога царями. Он говорит: Если, пав, поклонишься мне. Следовательно, кто намерен поклониться дьяволу, тот прежде этого падает.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 9.

    и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне

    См. Толкование на (Мф 4:8)

  • 10.

    Тогда говорит ему Иисус: Иди [vade], сатана, ибо написано

    Вопреки мнению многих, сатана и апостол Петр осуждаются не одним и тем же выражением. Действительно, Петру говорится: «Иди за Мной [vade retro me], сатана», то есть ты, противящийся Моей воле, следуй за Мной; а дьявол слышит: иди, сатана, но ему не говорится: за Мной, чтобы подразумевалось - «Иди в огонь вечный, который уготован тебе и ангелам твоим».

    Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Втор 6:13)

    Дьявол, говорящий Спасителю: Если, пав, поклонишься Мне, в ответ себе от Него слышит, что он сам должен больше поклоняться Ему, своему Господу и Богу.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 11.

    Тогда оставляет Его диавол, - и се, Ангелы приступили и служили Ему

    Искушение предшествовало затем, чтобы последовала победа. Ангелы служат для того, чтобы удостоверить достоинство Победителя.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 15.

    Ст. 15-16 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

    Эти люди прежде других услышали проповедующего Господа, так что там, где израильтяне испытали первое ассирийское пленение, раздалось и первое благовестие Искупителя.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 16.

    народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

    См. Толкование на (Мф 4:15)

  • 17.

    Ст. 17-20 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им

    После предания [суду] Иоанна [Предтечи], Он Сам непосредственно начинает проповедовать, т. е. по прекращении действия закона собственно и начинается Евангелие. Если же Спаситель проповедует то же, что раньше проповедовал Иоанн Креститель, то этим Он показывает, что Он есть Сын Того же Бога, пророком Которого был тот.

    идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

    Это были первые призванные к тому, чтобы последовать за Господом: рыбари и некнижные посылаются на проповедь, чтобы мы не подумали, будто вера верующих происходит не от силы Божией, а от красноречивого и последовательного изложения учения (eloquentia atque doctrina).

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 18.

    Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы

    См. Толкование на (Мф 4:17)

  • 19.

    и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

    См. Толкование на (Мф 4:17)

  • 20.

    И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним

    См. Толкование на (Мф 4:17)

  • 24.

    Ст. 24-25 и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана

    Не настоящих лунатиков, а тех, которые считались лунатиками по причине козней демонов, которые, пользуясь переменами времени луны, имели желание бесславить творение, чтобы увеличить хулы на Творца.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

  • 25.

    И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана

    См. Толкование на (Мф 4:24)