- 6.
Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
И мы ясно утверждаем, что пророк наименовал Сущего Ангелом, желая сделать открытою людям тайну Христа - именно же для того, чтобы смысл изрекаемого не был относим к Отцу, если бы в беседе находилось одно наименование Сущего. Но как наше слово бывает предъявителем и вестником движений умственных, так и о сущем в начале истинном Слове говорим, что Оно, как возвещающее волю Своего Отца, именуемое по деятельности вестника, называется Ангелом. И как возвышенный Иоанн, сперва назвав Его Словом, затем присовокупляет, что Слово есть Бог (Ин 1:1), для того, чтобы наименование Богом, если бы предшествовало, не увлекло наших мыслей к Отцу. Так и великий Моисей, наименовав Его прежде Ангелом, в следующих за тем словах научает, что Он - Сам Сущий, желая явно предвозвестить тайну Христа, ибо, называя Ангелом, Писание учит о Слове, о Слове - истолкователе Отчей воли, а нарекая Сущим, учит о естественном сродстве Сына с Отцом по самому бытию.
Если же Евномий выставит на вид и Исаию как говорящего, что нарекается Имя Его Великого Совета Ангел… (ибо ангел бывает чьим-либо вестником), слово также открывает вложенную в его мысль. Печать своим отпечатком указывает на первообраз, и образ делает понятной красоту отображенного им, так что все это равносильно между собой по значению. Поэтому-то имя «Ангел» поставлено прежде наименования Его Сущим: Ангелом называется Он как вестник Отца, а Сущим, - как не имеющий такого имени, которое выражало бы Его сущность, но превышающий всякое обозначение именем.
Против Евномия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Григорий Нисский > Книга пророка Исаии > Глава 9