- 4.
Ст. 4-7 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих»
Указывать на полезное Педагог благоволит через Соломона, говоря: К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Слушайте, потому что я буду говорить важное (Притч 8:4). Советует же Он здесь спасительное, потому что совет имеет целью или поощрение к какому-либо делу, или отклонение от него. <…> Совет может быть трояким. Во-первых, для него берутся примеры из времен прошедших, например, то, что постигло евреев после поклонения золотому тельцу, что постигало их после любодейств. Во-вторых, для него используется наблюдаемое в настоящем, то, что как бы руками можно осязать. Сюда относятся слова, сказанные к спрашивавшим Господа: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? - Пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф 11:3). <…> На основании предвидения вещей будущих слагается третий род совета, когда Бог грозит грядущими событиями. Поэтому Он говорит, что впавшие в грехи брошены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф 22:13). Отсюда становится очевидным, что Бог пользуется всякого рода воспитательными средствами, чтобы призвать людей ко спасению.
Педагог.
- 5.
Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму
См. Толкование на (Притч 8:4)
- 6.
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда
См. Толкование на (Притч 8:4)
- 7.
ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих
См. Толкование на (Притч 8:4)
- 9.
Ст. 9-11 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею
[Иисус] говорил народу притчами, и без притчи не говорил им (Мф 13:34). А поскольку все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин 1:3), то и пророчество, и закон, возникшие через него, должны быть выражены в притчах. Все ясно для разумного (Притч 8:9), - говорит Писание, то есть для того, кому Он сам объяснил все это и кто усвоил это согласно церковному канону. Церковным каноном же называется согласие и симфония закона и пророков в завете после пришествия Спасителя. Гносис следует после разумения, разумение - после благоразумия. Можно сказать, что разумение причастно божественному гносису и им обладают приблизившиеся к Богу, в то время как благоразумие присуще тем, что являются только любомудрами, а не мудрыми.
Строматы.
- 10.
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото
См. Толкование на (Притч 8:9)
- 11.
потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею
См. Толкование на (Притч 8:9)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Климент Александрийский > Книга притчей Соломоновых > Глава 8