• 6.

    Ст. 6-7 и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

    Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви (1 Тим 3:15) есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением, оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее все Слово, восседающее на херувимах и все содержащее, открывшись людям, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним духом. Как и Давид, моля об Его явлении, говорит: ты, сидящий на херувимах, явися! (Пс 79:2). Ибо херувимы имеют четыре лица, и их лики - суть образы деятельности Сына Божия: И первое животное было подобно льву, и характеризует Его действенность, господство и царскую власть; второе животное подобно тельцу, и означает его священнодейственное и священническое достоинство; третье животное имело лице, как человек, и ясно изображает Его явление как человека; четвертое животное подобно орлу летящему, и указывает на дар Духа, носящегося над Церковью, - поэтому Евангелие согласно с тем, на чем восседает Христос Иисус. Ибо одно из них излагает Его первоначальное действенное и славное рождение от Отца, говоря так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:1). Поэтому Евангелие это полно всякой достоверности, ибо таков его характер. Евангелие Луки, нося на себе священнический характер, начинается со священника Захарии, приносящего жертву Богу, ибо уже готов был телец упитанный, которому предстояло быть закланным ради обретения младшего сына. Матфей же возвещает Его человеческое рождение, говоря: родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова. И еще: рождество Иисуса Христа было так (Мф 1:1), 18). Это Евангелие изображает Его человечество; поэтому по всему Евангелию Он представляется смиренно чувствующим и кротким человеком. А Марк начинает с пророческого Духа, свыше приходящего к людям, говоря: начало Евангелия, как написано у пророка Исайи, и указывает на крылатый образ Евангелия. Поэтому он сделал сжатый беглый рассказ, ибо таков пророческий дух.

    Против ересей.

  • 7.

    И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему

    См. Толкование на (Откр 4:6)