• 18.

    И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него

    И мы Его призываем, ибо Давид говорит: Весь день… простирал к Тебе руки мои (Пс 87:10). Бог нас ожидает, ибо говорится: Потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и мы Его ожидаем, ибо говорится: Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой (Пс 39:2). Бог укрепляет нас, ибо говорит: Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня (Ос 7:15), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие (Ис 35:3).

    Собеседования.

  • 19.

    Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе

    Бог непрестанно покровительствует нам и так любит создание Свое, что  промысел Его не только сопутствует нам, но еще непрестанно предваряет нас. Испытавший эту любовь пророк говорит: Бог мой, милующий меня, предварит меня (Пс 58:11). Если Он видит зародыш доброго расположения в нас, то немедля возбуждает его и всячески содействует возрастанию, ибо говорит: И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу (Ис 65:24), и не только внушает святые желания, но еще устраивает случаи к исполнению их и заблуждающимся указывает спасительный путь.

    Итак, хотя благодать Божия и произволение человеческое, по-видимому, друг другу противоположны, но оба согласно действуют и для дела спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной веры. Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность. Ибо Он тотчас отвечает на вопль наш: И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс 49:15). Но если мы не хотим добра, или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, через которые доброе расположение образуется или возобновляется.

    Собеседования.

  • 20.

    Ст. 20-21 И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево

    Пусть разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям (Притч 5:16). И по словам пророка Исаии: И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения (Ис 58:11). Тебе также достанется и то блаженство, которое тот же пророк обещает… Таким образом будет то, что не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеявшиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божием.

    Итак, если это учение, усердно принятое, в сокровенности духа скрытое, будет запечатлено молчанием, то после, как какое-то приятное вино, веселящее сердце человека, когда будет приправлено чистотою чувства и древностью терпения, с большим благоуханием будет исходить из сосуда твоего сердца, как неиссякаемый источник, будет изливаться из жил опыта и из проточных каналов добродетелей. И как непрерывный ручей, будет истекать как бы из некоторой пучины твоего сердца… И по словам пророка Исаии, ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения (Ис 58:11). Тебе также достанется и то блаженство, которое тот же пророк обещает: Учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «Вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево. Таким образом будет то, что не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеивающиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божием.

    Собеседования.

  • 21.

    и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево

    См. Толкование на (Ис 30:20)

  • 23.

    И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах

    В сердце добром почиет мудрость; и кто боится Бога, тот найдет знание с правдою (Притч 14:33). А что сказанным порядком надо достигать духовного знания, этому научает и блаженный апостол. Ибо когда он хотел изложить не только перечень всех своих добродетелей, но и порядок их, чтобы показать, какая за какой последует или какая какую порождает, то после перечисления нескольких добродетелей он добавляет, говоря: В бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви (2 Кор 6:5). Этим сочетанием добродетелей, очевидно, он хотел научить, что от бдения и поста надо переходить к чистоте, от чистоты к благоразумию, от благоразумия - к великодушию, от великодушия - к благости, от благости - к Святому Духу, от Святого Духа - к нелицемерной любви. Итак, когда по этому учению, этим порядком будешь достигать духовного знания, то, без сомнения, будешь иметь, как мы сказали, небесплодное, не бездейственное, но живое и плодоносное учение, и семя спасительного слова, которое, когда тобою будет посеяно в сердцах слушателей, последующий обильнейший дождь Святого Духа оплодотворит, и по обетованию пророка: Он даст дождь на семя твое, где бы не посеял на земле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и тучен.

    Собеседования.

  • 26.

    И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы

    И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт 1:31). Итак, существующее в настоящем веке признается не только просто хорошим, но с прибавлением - весьма хорошим. И действительно, для нас, пребывающих в этом мире, все приспособлено к употреблению в жизни или к врачеванию тела, или к какой-нибудь неведомой для нас пользе, или, по крайней мере, в том для нас хорошо, что дает нам возможность усматривать невидимое совершенство Бога, вечную силу Его и божество, видимое от создания мира через рассматривание творений, созерцать Его в такой громаде мира, в таком порядке устроенного, и из всего того, что в нем существует. Впрочем, все это не удержит за собою имени блага, если будет сравнено с будущим веком, где нет никакого изменения благ, никакого расстройства в истинном блаженстве, которого бы расстройства надо было бы опасаться. Блаженство этого мира так описывается: Свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней. Итак, это великое, преславное для автора и дивное, если будет сравнено с будущими обетованиями веры, окажется суетою.

    Собеседования.