Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 4
  • 2.

    как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою

    Известно, что Сам Сын Божий говорил с Моисеем и сказал народу: «Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом твоим», то есть лицом народа; «он сохранит тебя в пути и введет тебя в землю, которую Я уготовил тебе; отправляйся за ним и внимай ему, и не будь непокорным - потому что он не простит греха вашего, ибо на нем Имя Мое». Ибо Иисусу Навину, не Моисею, предстояло ввести народ свой в землю обетования Он называет его ангелом по причине многих чудес, которые ему предстояло сотворить (чудес, которые Иисус, сын Навина, совершил, как вы и сами читаете), и из-за его обязанностей пророка, состоящих в возвещении воли Божией. Точно так же Иоанна, Предтечу Христа, апостол назвал будущим ангелом , когда Дух Святой от лица Отца произнес: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, то есть лицом Христа, который приготовит путь пред Тобою. Не новое дело для Духа Святого называть ангелами тех, кого Бог избирает служителями Своей славы.

    Против иудеев.

  • 3.

    Ст. 3-4 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов

    Иоанн собирал народ и щедро согревал его своей добротой. Он, который часто испытывал неблагодарность, всегда призывал к покаянию; проповедуя покаяние, он вобрал в себя голоса всех пророков. Призывая тех, кто был избран унаследовать обетование, данное семени Авраама, он обещал им милость, которая воссияет в конце времен всему миру. Но прежде он повелевал им взять на себя обязательство покаяния… Он указывал на необходимость покаяться и очистить помыслы, чтобы никакой прежний проступок не пятнал людей и никакое невежество не оскверняло их сердца. В телах таких людей покаяние - выметающее, выскабливающее и выбрасывающее вон - приготовляет чистое жилище сходящему на них Святому Духу, через Которого в нас охотно входят блага небесные.

    О покаянии.


    Крещение покаяния совершалось ради последующего прощения и освящения во Христе, как написано: «Он проповедовал крещение покаяния во оставление грехов…». Если сначала происходит покаяние, а за ним следует прощение, то это и означает «приготовить путь». Кто же готовит, не сам завершает, но заботится о том, чтобы завершили другие.

    О крещении.

  • 4.

    Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов

    См. Толкование на (Мк 1:3)

  • 10.

    И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

    Тогда в образе голубя Дух Святейший спускается от Отца над крещенской водой на омытых и благословенных людей, дабы природа Духа Святого была засвидетельствована через это простое и невинное создание - ведь даже в физическом облике голубя отсутствует злоба. Отсюда слова: Будьте просты, как голуби, и не без оснований здесь этот образ. Точно так же после потопа, водами которого были смыты прежние беззакония, после, можно сказать, крещения мира, о смирении гнева небесного возвестил миру глашатай голубь. Он был послан с ковчега и вернулся назад с веткой маслины: этот знак для народов – знак мира.

    О крещении.

  • 18.

    Ст. 18-20 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним

    Ради детей и родителей ты сомневаешься относительно деловых связей и рода своих занятий? Но ведь нам было показано, что ради Господа мы должны оставить и привязанности, и ремесла, и занятия. Так Иаков и Иоанн, будучи призваны Господом, оставляют и отца, и лодку. Так Матфей поднимается со своего места сборщика податей. Так даже погребение отца оказывается препятствием для веры. Из тех, кого призвал наш Господь, ни один не сказал, что ему не на что жить.

    Об идолопоклонстве.

  • 19.

    И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети

    См. Толкование на (Мк 1:18)

  • 20.

    и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним

    См. толкование на (Мк 1:18)