• 10.

    ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы

    Не сознавать преступление и не каяться - это есть гнев Божий, как написано: Ибо навел на вас Господь дух усыпления, чтобы они не обратились и не врачевались, и не исцелились после грехов чрез молитвы и праведное удовлетворение… Первая степень счастья - не согрешать; вторая - сознавать согрешение. Там есть невинность целая и неповрежденная, которая сохраняет, здесь - является лекарство, которое исцеляет. Но они, оскорбившие Бога, потеряли и то, и другое - лишились благодати, полученной в Таинстве Крещения, и не ищут помощи в покаянии, заглаживающем вину. Можешь ли, брат, считать легкими грехами пред Богом, малым и незначительным преступлением то, что они не допускают умолять величие разгневанного Бога, бояться гнева и огня и дня Господня, что чрез них, с приближением антихриста, обезоруживается вера воинствующего народа, когда уничтожается сила и страх Христов?

    Послания.

  • 13.

    И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих

    Что это за упорство, что за предубеждение - предпочитать предания человеческие распоряжению Божественному, не обращая внимание на то, что Бог гневается и негодует всякий раз, когда человеческое предание преступает и обходит Божественные заповеди, как Он громко говорит об этом через пророка Исаию: И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих.

    Послания.

  • 14.

    то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

    Если мудрый вместе с тем смирен и кроток - а мы не видим философов ни смиренными, ни кроткими, но, напротив, всегда много мечтающими о себе, и по тому самому, что много они думают о себе, негодными Богу, - то явно, что нет истинного терпения там, где существует непомерная дерзость притворной свободы и безответное тщеславие хвастливого и полуоткрытого сердца.

    О благе терпения.