• 19.

    Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом

    Говорит Соломон: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Притч 3:19). А эта Премудрость есть Слово, и, как говорит Иоанн, все чрез Него начало быть (Ин 1:3), и это Слово есть Христос. Ибо один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор 8:6). Если же все - Им, то Сам Он не может быть сопричисляем со всеми. Кто осмеливается и о Том, через Которого все, сказать, что Он - единый из всех, тот, без сомнения, то же заключит и о Боге, из Которого - все. Если же кто избегает такого заключения как нелепого и отличает Бога от всех сотворенных существ, то следует ему и о единородном и собственном Отчей сущности Сыне сказать, что Он инаков со всеми существами сотворенными. А когда Он не един из всех, то непозволительно говорить о Нем: было, когда Он не был, а также: не был, пока не рожден. Ибо такие выражения прилично употреблять о созданиях, а Сын таков же, каков и Отец; Он - собственное рождение сущности Его, Слово и Премудрость. Это есть собственность Сына в отношении к Отцу, и это указывает на собственного Отца Сыну. Потому невозможно сказать, что Бог был когда-нибудь без Слова, и невозможно также сказать, что Слово когда-либо не имело бытия. Ибо как был бы Сын, если не от Отца? Или почему Слово и Премудрость, если не всегда был собственностью Отца?

    Три слова против ариан.