Глава 8

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 3 4 5 8
  • 22.

    Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

    <…> Ссылаясь во всех случаях на это изречение, [твои противники] продолжали утверждать, что Сын есть одно из творений, и сопричисляли Его к получившим бытие творениям. Но, по моему мнению, это изречение не уразумели они хорошо. <…> Итак, если Сын, то не творение, если же творение, то не Сын. Ибо великая разность между одним и другим, и один и тот же не может быть Сыном и творением; иначе надлежало бы признать, что сущность его от Бога, и вне Бога.

    О решениях Никейского собора.


    Господь создал меня началом путей Своих для дел Своих ((Притч 8:22) LXX). <…> В Писаниях назван Он и рабом, и сыном рабыни, и агнцем, и ягненком; сказано о Нем, что утомлялся, жаждал, был бит и пострадал. Но таковые выражения в Писаниях имеют близ себя и предлог, и основательную причину, в том именно, что стал Он человеком и сыном человеческим, приняв на Себя образ раба, то есть плоть человеческую. Ибо Иоанн говорит: Слово стало плотию (Ин 1:14). Если же стал человеком, то не должно иным соблазняться подобными выражениями, потому что человеку свойственно быть созданным, прийти в бытие, образоваться, утомляться, страдать, умереть, быть воскрешенным из мертвых. И будучи Словом и Премудростью Отца, Он имеет все принадлежащее Отцу: вечность, неизменяемость, подобие по всему и во всем, и то, что не первоначальнее по бытию и не впоследствии пришел в бытие, но сопребывает со Отцем и Сам есть тот же образ Божества; а также зиждительность и несозданность, потому что, будучи подобен Отцу по сущности, Он не сотворен, но есть Творец, как Сам сказал: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5:17). Так, став человеком и понеся на Себе плоть, по необходимости Он называется созданным, и сотворенным, и имеющим все свойственное плоти.

    Послание к епископам Египта и Ливии.


    Для того Слово и восприяло на Себя тело созданное и человеческое, чтобы Ему, как Зиждителю, обновить этим тело, обожить в Себе, и, таким образом, всех нас по подобию Своего тела ввести в Небесное Царство. Но опять, не обожился бы человек, сочетавшись с творением, если бы Сын не был истинный Бог. Человек не предстал бы Отцу, если бы Облекшийся в тело не был истинное по естеству Отчее Слово. И как не освободились бы мы от греха и проклятия, если бы плоть, в какую облеклось Слово, не была по естеству человеческая (потому что с чуждым для нас не было бы у нас ничего общего), так не обожился бы человек, если бы Соделавшийся плотью не был по естеству сущим от Отца - истинное и собственное Отчее Слово. Для того совершилось таковое единение, чтобы по естеству, сущему от Божества, сочетать с Собою по естеству человека и чтобы через это твердыми сделаться спасению и обожению человека. Следовательно, отрицающие, что Сын - по естеству от Отца и от собственно Отчей есть сущности, пусть отрицают и то, что принял Он истинную человеческую плоть от Приснодевы Марии. Равно не было бы пользы для нас, людей, если бы Божье Слово не было истинным и по естеству Сыном, и если бы не была истинная воспринятая Им на Себя плоть…

    Господь есть истинный и по естеству Божий Сын, и познается не просто вечным, но соприсущим Отчей вечности. Ибо именуются вечными и такие вещи, которых Он есть Зиждитель. Так, в псалме двадцать третьем написано: поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные (Пс 23:9); но явно, что и эти врата сотворены Им. Если же Он есть Зиждитель вечного, то может ли кто из нас сомневаться еще, что Он превыше и сего вечного? Но Господь познается не столько по вечности, сколько по тому, что Он Божий есть Сын. Ибо, будучи Сыном, не отлучен от Отца, и не было, когда бы Он не был; напротив того, Он всегда есть и, будучи образом и сиянием Отца, имеет и Отчую вечность. <…> Итак, цель эта и отличительная черта Святого Писания, как неоднократно говорили мы, - возвестить нам о Спасителе две истины: что Он всегда был Бог и есть Сын, будучи Словом, сиянием и Премудростью Отца, и что в последнее время, ради нас приняв на Себя плоть от Девы Богородицы Марии, соделался человеком…

    Хотя Слово стало плотию (Ин 1:14), но немощи суть собственность плоти; и хотя плоть стала богодвижима в Слове, но благодать и сила принадлежат Слову. Дела Отчие совершал Он с помощью плоти, и, тем не менее, видимы также были в Нем немощи плоти. Так, Он вопрошал - и воскресил Лазаря; возражал Матери, говоря: еще не пришел час Мой (Ин 2:4), - и в то же время соделал воду вином, потому что во плоти был истинный Бог, и Слово имело истинную плоть. Посему, делами давал познавать и Себя - Сына Божия - и Отца Своего, а немощами плоти показывал, что носит на Себе истинное тело и что оно есть Его собственное.

    Три слова против ариан.

  • 23.

    от века я помазана, от начала, прежде бытия земли

    Еретики, читая и следующий стих, и толкуя его худо, полагают, что поскольку написано: …прежде век Он основал меня ((Притч 8:23) LXX), то это сказано о божестве Слова, а не о явлении Его во плоти. Потому необходимо, разобрав и этот стих, показать заблуждение еретиков. Написано: Господь премудростью основал землю (Притч 3:19). Поэтому, если Премудростью основана земля, то как основывается Полагающий основание? Но и это сказано прикровенно. <…> Но не сказал Он: прежде век основал Меня, Слово и Сына, но говорит просто: …основал Меня, желая, как и прежде заметил я, опять показать, что и это говорит прикровенно не ради Себя, но ради назидаемых посредством Него.

    Три слова против ариан.