- 2.
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему
Но следует спросить, что означает то, что после рождения Искупителя в Иудее явился пастырям ангел, а от Востока привел волхвов Ему на поклонение не ангел, но звезда? Очевидно то, что иудеям, как имеющим разум, должно было проповедовать разумное существо, то есть ангел; а язычники, как не имеющие разума, приводятся к познанию Господа не гласом, но знамениями. Поэтому и через Павла говорится: Пророчество для верующих, а не для неверующих, а знамения для неверующих, а не для верующих (1 Кор 14:22). Следовательно, и тем даны пророчества, как верующим, а не как неверующим, и этим - знамения, как неверующим, а не как верующим. И замечательно, что нашего Искупителя, когда Он уже был в совершенном возрасте, тем же язычникам проповедуют апостолы, а о малолетнем и еще по устройству человеческого тела не говорящем возвещает язычникам звезда, потому что порядок разума требовал именно того, чтобы и проповедники говорящего уже Господа были известны нам также говорящими, а еще не говорящего проповедовали немые стихии.
Сорок гомилий на Евангелия.
- 7.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
До известия о рождении нашего Царя Ирод обращается к хитрым средствам, чтобы не лишиться земного царства. Он требует, чтобы ему возвестили, где находится Отрок, притворяется, что хочет Ему поклониться, чтобы (как будто он мог Его найти!) истребить. Но что значит человеческая злоба перед Божиим советом? Ибо написано: Нет мудрости, нет разума, нет совета вопреки Господу (Притч 21:30). Явившаяся звезда приводит волхвов, они находят родившегося Царя, приносят дары и во сне получают наставление не возвращаться к Ироду. Таким образом, получается так, что Ирод не может найти Иисуса, Которого ищет. Кого иного символизирует Ирод, как не лицемеров, которые притворно ищут, но никогда не заслуживают того, чтобы найти Господа?
Сорок гомилий на Евангелия.
- 11.
и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну
Хотя под золотом, ливаном и смирной можно понять и другое. Ибо золото означает премудрость, по свидетельству Соломона, который говорит: Вожделенное сокровище почиет во устах мудрого (Притч 21:20). Ливан выражает то, что он воспламеняет силу молитвы к Богу, по свидетельству псалмопевца, который говорит: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое (Пс 140:2). А смирна изображает умерщвление нашей плоти, поэтому святая Церковь говорит о своих подвижниках, сражающихся до смерти за Бога: С перстов моих мирра капала (Песн 5:5). Итак, родившемуся Царю мы приносим золото, если при взгляде на Него мы блестим ясностью высшей премудрости. Приносим ливан, если на алтаре сердца сжигаем плотские помыслы святыми молитвенными усилиями, чтобы можно было благоухать приятным для Бога желанием небесного. Приносим смирну, если воздержанием умерщвляем плотские пороки. Ибо смирна, как мы сказали, предотвращает гниение мертвой плоти. А что мертвая плоть гниет, значит, что это смертное тело предается влиянию роскоши, поскольку через пророка о некоторых говорится: Рабочие скоты сгнили в помете своем (Иоил 1:17). Ибо гниение рабочих скотов в их помете означает кончину жизни плотских людей в зловонии роскоши. Следовательно, мы приносим Богу смирну тогда, когда приправой воздержания сберегаем это смертное тело от гниения роскоши.
Сорок гомилий на Евангелия.
- 12.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою
Нечто великое внушают нам волхвы тем, что возвращаются в свою страну иным путем. Ибо тем, что они поступают по наставлению, конечно, внушают нам, как и мы должны поступать. Наша страна есть рай, в который, после познания Иисуса, нам запрещается возвращаться тем путем, которым мы идем. Ибо по гордости, неповиновению, пристрастию к видимому, вкушению запрещенной пищи мы отошли от своей страны, а для возвращения в нее необходимы плач, повиновение, презрение видимого и обуздание пожеланий плоти. Следовательно, мы возвращаемся в свою страну иным путем, потому что, отойдя из-за вожделений от райских радостей, призываемся к ним назад через рыдания. Поэтому необходимо, возлюбленнейшие братья, чтобы мы всегда со страхом и всегда с осмотрительностью представляли пред очи сердца, с одной стороны, виновность нашего делания, а с другой, величайшую строгость [последнего] суда. Помыслим, как придет строгий Судия, Который грозит судом, но скрывает его, угрожает ужасами грешникам, однако еще удерживается от них и отлагает скорое пришествие для того, чтобы меньше найти тех, которых надо будет осудить.
Сорок гомилий на Евангелия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Григорий Двоеслов > От Матфея святое благовествование > Глава 2