• 5.

    Ст. 5-6 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

    Когда всем известно, возлюбленнейшие братья, что наш Искупитель пришел в мир ради искупления [всех] народов, когда видим, что Он ежедневно призывал самарян к вере, что же означает то, что, посылая учеников на проповедь, Он говорит: На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева? Это означает, как мы заключаем из конца дела, что прежде Он хотел проповедовать только иудеям, а после всем язычникам, чтобы, когда те отвергнут призыв к обращению, святые проповедники направились в свою очередь к призванию язычников (поскольку проповедь нашего Искупителя, отвергнутая своими, нуждалась в языческих народах, которые были словно бы чужие) и чтобы то, что для иудеев было свидетельством [исполнения обетований], для язычников стало преизбытком благодати. И в Иудее тогда были люди, способные к тому, чтобы слышать призвание, и среди язычников были неспособные.

    Сорок гомилий на Евангелия.

  • 6.

    а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

    См. Толкование (Мф 10:5)

  • 7.

    ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное

    Послушаем, что заповедуется посланным проповедникам: Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. Если бы об этом, возлюбленнейшие братья, молчало Евангелие, то вопиял бы мир. Ибо его развалины служат его голосами. Стертый такими потрясениями, он лишился своей славы, словно указывая нам на самое близкое Царство, следующее за ним. Он горек даже для тех, кто его любит. Сами его развалины проповедуют, что его не следует любить. Ибо если бы разрушенный дом угрожал хозяину падением, то каждый, кто живет в нем, должен был бы бежать [из него], и кто любил его стоящим, тот скорее должен выходить из него падающего. Итак, если мир падает, а мы объемлем его любовью, то более хотим быть задавленными, чем жить в нем; потому что мы, кого любовь привязывает к страстям мира, никоим образом [уже] не отделяемся от его развалин. Итак, ныне, когда видим все уже разрушающимся, нам легко отделить наш дух от любви к нему. Но это было весьма трудно в то время, когда [апостолы] посылались проповедовать невидимое Царство Небесное, когда видели, что все земные царства цветут и расширяются.

    Сорок гомилий на Евангелия.