Глава 7

  • 1. Ввиду замыслов врагов Неемия принял строгие меры к охране города и храма. И поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты. По древнему установлению привратники должны были охранять храм и следить за открытием и закрытием ворот, через которые был вход на храмовую площадь (1Пар 9:17-27); (1Пар 26:12-19). Исчисление пунктов, занятых привратниками в послепленное время, дается в трактате Мишны Middot I, 1. Как видно, по случаю тревожного времени, Неемия привлек к охране храма, кроме привратников, также певцов и прочих левитов, хотя охрана храма не входила в их обязанности, определенные законом. Вероятно, труды были разделены так, что привратникам поручена была охрана храмовых ворот, а певцы и другие левиты вместе с жителями Иерусалима наблюдали за безопасностью в городе.
  • 2. Как можно заключать из ст. 2, брат Неемии Ханани и начальник Иерусалимской крепости Ханания были поставлены во главе охраны. Ханания заведывал укреплением (birah), находившимся к северу от храма, и состоял, вероятно, на персидской службе, начальствуя над иерусалимским гарнизоном.
  • 3. В то время как привратники, певцы и левиты охраняли город днем, ночью выставлялась стража из самих жителей. Замечание ст. 3 "доколе они стоят" (vead hem omdim) непонятно по своей цели, и потому некоторые экзегеты подозревают в нем порчу текста. Бертолет его читает: vead hachom omed, "и пока еще жар стоит" (до захода солнца), что будет хорошим дополнением к последующему - "пусть замыкают и запирают двери".
  • 4-5. - Малочисленность населения Иерусалима побудила Неемию созвать собрание, чтобы выяснить дело и принять меры к заселению города. Хотя с Зоровавелем возвратилось (по (Езд 2:64); (Неем 7:66) 42 360 человек (не считая женщин и детей), а с Ездрой (по (Езд 8:1-20) еще 1 500, но они расселились по всей стране, а в самом Иерусалиме остались немногие. Замечание ст. 4 о Иерусалиме и домы не были построены, по-видимому, имеет тот смысл, что город внутри не был еще достаточно застроен, и в нем оставалось много порожних мест.
  • 5-72. - Начинающийся со ст. 6-го список возвратившихся из плена и пожертвований на храм по существу тождествен со списком (Езд 2:1) Различие двух списков заключается в некоторых именах и в цифровых данных.
  • 7. В (Езд 2:2) вместо названных в ст. 7 Азарии называется Сараия, вместо Раамии Ревелай, вместо Мисферефа Мисфар, вмесго Нехума Рехум.
  • 10. По (Езд 2:5) сыновей Араха было 775.
  • 11. Вместо числа 2818 в (Езд 2:6) читается 2812.
  • 13. Сыновей Заффу по (Езд 2:8), в было 945.
  • 15. Вместо Биннуя в (Езд 2:10) называется Вания и число определяется цифрой 642 (вместо 648 ст. 15-го).
  • 16. B (Езд 2:11) указана цифра 623 (вместо 628).
  • 17. По (Езд 2:12) - 1222.
  • 18. По (Езд 2:13) - 666 (вместо 667).
  • 19. По (Езд 2:14) - 2056 (вместо 2 607).
  • 20. По (Езд 2:15) - 454 (вместо 655).
  • 21. По (Езд 2:19) - 223 (вместо 328).
  • 24. Вместо Харифа в (Езд 2:18) назван Иора.
  • 25. Уроженцев Гаваона. В (Езд 2:18): сыновей Гиббара.
  • 26. По (Езд 2:21-22) жителей Вифлеема и Нетофы быпо 179 (вместо188).
  • 28. Жителей Беф-Азмавефа. По (Езд 2:24) Азмавефа.
  • 32. По (Езд 2:28) жителей Вефиля и Гая было 223 (вместо 123).
  • 36. В (Езд 2:36-37) следуют в обратном порядке.
  • 37. Вместо Лода в (Езд 2:33) читается Лидда и общее число жителей трех мест указывается 725 (вместо 721).
  • 38. По Езд 3630 (вместо 3930).
  • 44. По (Езд 2:41-128) (вместо 148).
  • 45. По (Езд 2:42) привратников было 139 (вместо138).
  • 47. Сыновья Сии. По (Езд 2:44) - сыновья Сиаги.
  • 48. Вместо Салмая в (Езд 11:45) назван Аккув.
  • 57. Вместо Фериды в (Езд 2:55) читается Феруды.
  • 59. Сыновья Аммона. В (Езд 2:57) сыновья Амия.
  • 62. По (Езд 2:60) - 652 (вместо 642).
  • 70-72. - См. прим. к (Езд 2:69) Текст (Неем 7:70-72) полнее, чем в параллельном месте (Езд 2:69) Сумма пожертвований золотом в кн. Неемии определяется в 41 тыс. (1+20+20) драхм, тогда как в (Езд 2:69) - в 61 т. 70 Пятьсот тридцать священнических одежд Текст евр. дает основание предполагать, что священн. одежд было только 30, а цифра 500 указывает на нечто другое, по-видимому, опущенное по ошибке переписчиков, - может быть, на мины серебра.