Глава 11

  • 1-2. - В (Неем 7:4) сообщается, что после окончания стены Неемия обратил внима-ние на малочисленность населения Иерусалима и озаботился увеличением его. С этой целью он решил произвести перепись народа. Но прежде чем это было сделано, наступил седьмой месяц года и произошли те торжественные собрания, о которых идет речь в гл. VIII-X. Только по окончании этих торжественных собраний Неемия мог приступить к осуществлению своих забот об увеличении населения города. Ст. 1 и 2 сообщают о мероприятиях Неемии. Сообщение это очень кратко и не вполне понятно. - И жили начальники народа в Иерусалиме. Замечание это понимается экзегетами различно. По-видимому, нет нужды принимать его в строго точном смысле, будто в Иерусалиме никого не было, кроме начальников. Замечание писателя имеет в виду только оттенить, что простой народ, занимавшийся земледелием, предпочитал жить вне Иерусалима. Вследствие этого решено было принудительным образом увеличить население народа, и 1/10 часть жителей должна была переселиться сюда. По позднейшим сказаниям (Сир 49:13) Неемия со своей стороны способствовал увеличению населения города тем, что построил в Иерусалиме дома, а для священников и левитов даже на собственные средства (). В древности нередко прибегали к искусственному увеличению населения города. Подобное сообщается о Сиракузах, Мегалополисе и Тиграноцерте. - В ст. 1-м Иерусалим назыеается святым городом, как город, в котором был храм и к которому относились обетования пророков (Ис 48:2); (Ис 52:1).
  • 2. Лица, долженствовавшие переселиться в Иерусалим, определялись посредством жребия. Но из ст. 2 видно, что, прежде чем приступили к бросанию жребия, некоторые согласились добровольно переселиться в Иерусалим. Так как этим они избавляли других от вынужденного и, может быть, невыгодного переселения, то они были благословляемы народом.
  • 3. Начало ст. 3-го является надписанием следующего далее списка жителей Иерусалима и всей занятой иудеями области. Вот главы страны (hammedinah), т.е. Иудеи, как провинции (medinah) Персидского царства (Езд 2:1)? Конструкция евр. текста стиха не ясна, и потому он переводится различно. Вместо нашего перевода а в городах Иудеи более правильно перевести и в городах Иудеи и считать эти слова и дальнейшие не вводным предложением. Тогда заглавие будет показывать, что следующий список заключает не одних жителей Иерусалима, а и жителей других городов. Как в общем плане, так и в отдельных именах список (Неем 2:1) сходен с приводимым в (1Пар 9:1) Некоторые авторы (Моверс, Герцфельд) полагают, что оба списка относятся к одному и тому же времени, послепленному, причем список (1Пар 9:1) был редактирован несколько позднее (Неем 2:1) Сходство между списками объясняется при этом тем, что они заимствованы из одного источника, а различие - сравнительно позднейшей редакцией списка (1Пар 9:1) Более справедливо, однако, в данном случае мнение Кейля, который список (1Пар 9:1) относит к допленному времени, а (Неем 2:1) ко времени Неемии. Наличие списков Кейль объясняет изменением состава населения Иерусалима и Иудеи ко времени Неемии. Вместо трех родов Иуды (Уфая, Асаии и Иеуила), поименованных в (1Пар 9:1), в (Неем 2:4-5) называются только два - Афаии и Маасеи, которых можно отождествлять с Уфаей и Асаией (1Пар 9:1) Из четырех родов Вениаминова колена, названных в (1Пар 9:1), в (Неем 2:1) опять упоминаются два. Это объясняется, вероятно, тем, что некоторые роды остались в Вавилоне и не имели уже в послепленное время своих представителей в Иерусалиме. Общее число священников в (1Пар 9:1) определяется цифрой 1760, а в (Неем 2:1) - цифрой 1192. Имен левитов в (Неем 2:1) также названо менее, чем в (1Пар 9:1) Из четырех фамилий привратников (1Пар 9:1) - Шаллум, Аккуб, Талмон и Ахиман) в (Неем 2:1) упоминаются только два первые. Наоборот, отдельные личности, принадлежащие времени Неемии, не называются в (1Пар 9:1) : таковы Иоиль, Иуда (Неем 2:9), Уззий (ст. 22), Шавфай, Иозавад (ст. 16). Недоумение при этом возбуждает то обстоятельство, что указываемые в (1Пар 9:1) числа, относящиеся к доппенному времени, не превосходят значительно чисел (Неем 2:1)
  • 4. Список начинается с колена Иудина, представители которого распадались на два рода - Афаии из линии Фареса и Маасеи из линии Шелы. Линия третьего сына Иуды Зары, по-видимому, ко времени Неемии прекратилась.
  • 5. Вместо Шилония, имени невозможного в колене Иудином (от города Ефремова Салома), Риссель предлагает читать Шелания (от Шелы - ср. (Чис 26:20).
  • 7-8. - В ст. 7-8 называются жившие в Иерусалиме два рода колена Вениаминова - род Саллу и род Габбая Саллая. В (1Пар 9:8) называются четыре линии колена Вениаминова, причем вместо Габбая поименован Ивния. Берто и Риссель предлагают и в ст. 8 читать это имя, предполагая, что Габбай-Саллай возникло по ошибке. Указанная в ст. 8 цифра 928, вероятно, относитсятолько к роду Габбая.
  • 9. В ст. 9 называются отдельно начальники колен Иудина и Вениаминова (над ними, т.е. над упомянутыми выше): Иоиль, сын Зихри, и Иуда, сын Сенуи. Вероятно, Иоиль принадлежал к колену Иудину, а Иуда был вениамитянином (1Пар 9:7). О Иуде замечается, что он был al hair mishne. Это замечание некоторые экзегеты понимают в том смысле, что Иуда был начальником над городом вторым в Иерусалиме, т.е. над частью города к западу от храмовой площади и к северу от среднего города (4Цар 23:14); (Соф 1:10); (2Пар 34:22); Ср. ). Но втаком значении mischne имело бы член (как в (4Цар 22:14) и (Соф 1:10), кроме того, оно обыкновенно употребляется о лицах второго ранга (4Цар 23:4); (1Цар 8:2); (1Цар 17:13); (1Пар 15:18). В виду этого и указанное замечание о Иуде правильнее понимать в том смысле, что он был в городе начальником второго ранга (LXX и слав.: "от града, вторый").
  • 10. Со ст. 10 начинается список священников. Иедаия, сын Иоиарива, Иахин. По (1Пар 9:10), Иедаия не был сыном Иоиарива. Поэтому слово ben (сын) считается ошибочно попавшим в текст 10 ст. Так. обр., вст. названы не два, а три священнических рода, дествававшие уже в допленное время (1Пар 24:7,17) и (1Пар 9:10). Далее в ст. 11-14 названы позднее возникшие роды Сераии, Адаии и Амашсая.
  • 11. Вместо Сераии в (1Пар 9:11) называется Азария. По мнению Рисселя, чтение (1Пар 9:11) более правильно. Но разпичие имен лучше, по-видимому, объяснять тем, что в допленное время, которое имеет в виду список (1Пар 9:1), известный род назьвался именем Азарии, а после него стал уже носить имя Сераии (ср. (Неем 10:3); (Неем 12:1,12).
  • 12. В ст. 12 указано число принадлежавших народу Сераии. Имя Адаии, предполагают, заменяет имя Масхии (1Пар 24:9), а в (Неем 12:6-7) его должно разуметы под одним из двух Иедаий.
  • 13. Число 242 обнимает не одних "глав поколений", потому что в таком случае число было бы слишком велико. Род Амашсая или по (1Пар 9:12) Маасея в (Неем 12:6), предполагают, упоминается под именем Шемаи.
  • 14. В (1Пар 9:13) общее число священников определяется цифрой 1760, а по (Неем 11:10-14) для послепленного времени эта цифра уменьшилась до 1192. - По ст. 14 начапьником над священниками был Завдиил, сын Гагедолима. Последнее имя понято LXX-ю в смысле прилагательного (gadol - великий), и отсюда получилось: υιος των μεγαλων в слав. "Сохриил сын великих". В чем состояло начальствование Завдиила - неизвестно (ср. (Иер 20:1-7).
  • 15-18. - Список левитских родов, из которых названы шесть.
  • 16. Левитские роды Шавфая и Иозавада упоминаются в (Неем 8:7) Их обязанностью, пост. 16, были внешние дела дома Божия, к числу которых, судя по (1Пар 26:29), относилось письмоводство, суд и заботы о нуждах культа и храмового персонала. Замечанием из глав левитов писатель желает отметить, что он говорит о Шавфае и Иозаваде не как об отдельных личностях, а как о представителях, по имени которых назывались известные роды.
  • 17. Потомок Асафа Матфания упоминается еще в (1Пар 9:15), где деду его усвоявтея имя Зихрия (а не Завдия, как в ст. 17). Он был "главным начинателем славословия при молитве". Последнее замечание в греч. Ватик. отсутствует, а в тек. Алекс. и в нашем слав. еврейс. jehode понято в смысле собственного имени, откуда и получилось не имеющее смысла чтение слав. и "Иуда молитвы".
  • 18. В (1Пар 9:1) из левитов называются Шемаия, Бакбакар, Хереш, Галал, Матфания, Авдия, т.е. также шесть имен, из которых только два согласуются с упоминаемыми в (Неем 11:15-16) Вероятно, стоящие в последнем месте имена Бакбукия и Авда соответствуют Бакбакару и Авдии (1Пар 9:1) Указание общего числа левитов в (1Пар 9:1) отсутствует.
  • 19. Имена привратников Аккува и Талмона упоминаются в (1Пар 9:17), где сообщаются и некоторые сведения о привратниках (17-26). В (1Пар 9:22) число привратников определяется цифрой 212 (вместо 172 (Неем 11:19); вероятно, в (1Пар 9:1) указываются и привратники, жившие в городах.
  • 20-24. - Прочие израильтяне, священники, левиты жили по всей городам Иудеи. Из вавилонского плена возвратились преимущественно члены колена Иудина и Вениаминова, но им усвояется имя израильтян, так как они рассматриваются, как представители 12-ти колен, всего Израиля (Езд 2:10); (Езд 3:1); (Езд 6:16-17,21); (Езд 7:7); (Неем 2:10). Жили они во всех городах Иудеи, - не в области только колена Иудина, а во всей Иудее, каждый в своем уделе.
  • 21. Место жительства нефинеев указывается согласно с (Неем 3:26) Один из начальствовавших над нефинеями Циха упоминается еще в (Езд 2:43); (Неем 7:46) Имя Гишфы, не встречающееся в других местах, вероятно, можно отождествить с именем Хасуфы, который в (Езд 2:43) и (Неем 7:46) поставляется вслед за Цихой.
  • 22-23. - Уззию, как видно из ст. 23, принадлежало не только начальствование в деле левитского служения, но и распределение назначенного певцам от царя содержания. Упоминание о царе должно относить к царю персидскому, а не к Давиду, организовавшему левитское служение.
  • 24. И Петахия - был доверенным от царя (lejad hammelech) по всяким делам, касающимся народа. Судя по этому замечанию, Петахия был царским комиссаром в Иерусалиме, который имел постоянные сношения с царем и его правительством. Каково было его отношение к pechah (областеначальнику), неизвестно. Его служебная деятельность, может быть, состояла в том, что он должен был наблюдать за поступлением тех податей натурой и деньгами, которые из провинции должны были идти в пользу иудеев (Риссель). Петахия был из колена Иудина, но не из линии Фареса, из которой происходила фамилия Давида (1Пар 2:1).
  • 25. По ст. 3-му, должно было бы ожидать в ст. 25-36 список глав или родов страны. Но писатель, очевидно для краткости, ограничивается тем, что называет местности, занятые иудеями, не упоминая о главах округов. - Из живших же в селах, на полях своих (veel hachazerim bisedotham), с евр. точнее: "а что касается сел и полей". - Все названные в ст. 25-29 местности, за исключением неизвестной Иешуи (ст. 26) и Мехона (ст. 26), упоминаются уже в (Нав 15:1), как города Иудины. Границами занятой иудеями территории в 30 ст. представляются Вирсавия на севере и Енномова долина на юге от Иерусалима. По (Нав 15:1) Енномова долина и в глубокой древности составляла границу между Иудой и Вениамином
  • 30-35. - Местности, занятые коленом Вениаминовым. Большей частью называются те, которые упоминаются уже в (Езд 2:1) Исчисление начинается с Гивы. По (4Цар 23:8) и (Зах 14:10) Гива лежала на северной границе южного царства, на расстоянии около 3 ч. пути к северу от Иерусалима. Это нынешняя Джибия в вади Эль-Джиб. - Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рассматр. стихах в числе занятых иудеями городов не называются Иерихон, Мицфа и Гаваон (ср. (Неем 3:1). Вообще список занятых местностей, приводимый в (Неем 11:1), отличается от списка (Езд 2:20) и след.; (Неем 7:25) Это отличие можно объяснять не только вероятной порчей текста, но и тем, что население не успело еше твердо осесть на известных местах и переходило на другие.