Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
  • 1. "Блажен" - синонимично выражению "счастлив". Под последним нужно разуметь как внешнее земное благополучие (сл. 3 ст.), так и награду на суде Божием, т. е. духовное блаженство, небесное. "Муж", часть вместо целого (метонимия) - вообще человек. "Нечестивый" - внутренне разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями, несогласными с возвышенными заповедями закона: "грешный" - упрочивающий свое дурное внутреннее настроение в соответствующих внешних поступках, "развратитель" (евр. letsim, греч. λοιμνω - насмешник) - не только поступающий лично дурно, но и издевающийся над праведным родом жизни. "Не ходит, не стоит, не сидит" - три степени уклонения ко злу, в виде ли внутреннего, хотя и главенствующего, но не постоянного влечения к нему ("не ходит"), или в упрочении в себе зла путем внешних поступков ("не стоит"), или в полном уклонении к нему, доходящем до внешней борьбы с божественным учением и до пропаганды своих воззрений.
  • 2. Характеристика праведника с положительной стороны. - законе Господа воля его". - "Воля" - настроение, влечение праведного к "закону Господа", не только к тому, который выражен в десятословии Моисея, но ко всему Божественному откровению. "Размышлять день и ночь" - всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. (Втор 6:6-7).
  • 3. Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник "во всем, что он ни делает, успеет", так как ему покровительствует Бог.
  • 4-6. - Не таково положение нечестивых. Они, как "прах". Пыль, мякина, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут "устоять на суде" пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут (собрании") праведники, так как Господь "знает" (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение ("путь" - деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога - на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл - Господь наградит только праведных. История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. (Мф 3:12); (1Кор 6:2).