Глава 2

  • 1-5. - Во время основания Церкви в Коринфе Ап. Павел держался строго упомянутого им в первой главе принципа: не прибегать в деле утверждения Евангелия к помощи человеческой мудрости.
  • 1-2. - Когда я приходил к вам. Это было по удалении Ап. Павла из Афин (см. Деяния гл. XVIII). – Не в превосходстве слова, т. е. не заботясь о том, чтобы его слово, его речь была построена по всем правилам ораторского искусства. – Или премудрости. Он не заботился также и о том, чтобы его проповедь выдавалась философским глубокомыслием. – Ибо я рассудил. Ап. действовал так в Коринфе по заранее принятому решению. – И притом распятого. Ап. решил из всей жизни Христа останавливать внимание коринфян главным образом на Его распятии, которое хотя и мало говорит человеческой мудрости, но за то является действительным средством искупления человечества. Он не хотел, чтобы христианство подействовало на коринфян только удовлетворяя их интеллектуальным или эстетическим запросам. В таком случае коринфяне легко могли приравнять его к тем философско–религиозным учениям, каких много появлялось в то время. Нужно было Коринфянам показать прямо христианство как совершенно особую, новую религию, не имеющую ничего общего с вышеупомянутыми учениями, а это и возможно было только при том направлении, какое придал своей проповеди апостол.
  • 3. Апостол хорошо сознавал, что выступать в Коринфе только с одним возвещением о Христе распятом, было с его стороны большим риском. Чувство немощи переходило у него в прямой страх за исход своего предприятия и даже сопровождалось некоторого рода телесным потрясением (трепетом ). И в самом деле, Ап. пришел собственно проповедывать язычникам, к которым он не мог обращаться с указанием на то, что на Христе исполнились ветхозаветные пророчества, как делал он это обращаясь к иудеям. Прибегать же к языческой мудрости он также не хотел. Отсюда понятна была его тревога.
  • 4-5. - Тем не менее слово его, т. е. Евангелие, которое составляло содержание его проповеди, и проповедь, т. е. его речи о Христе (со внешней стороны) оставались чуждыми влияниям человеческой мудрости. – Не в убедительных словах человеческой мудрости. Ап. полагал силу своей проповеди не в том, чтобы придать ей внешний вид строго разработанной ораторской системы. – Но в явлении духа и силы. Под явлением (αποδειξει) следует разуметь ту ясность, какая получается в уме слушателя проповеди апостола (ср. (1-е Кор 14:24-25). Апостол, проповедуя коринфянам, старался только о том, чтобы для них стало вполне ясно то, что составляло сущность Евангелия. – Духа и силы. Духа – это родительный причины. Только от Божественного Духа получается такое вполне ясное сознание в слушателях проповеди апостольской (ср. (Ефес 1:17,18). Силы – это родительный, обозначающий способ действия Духа. Дух действует в этом случае сильно; внутренняя сила истины, возвещаемой при помощи Духа Св. увлекает ум, волю и сердце человека к послушанию этой истине. – Едва ли апостол здесь мог иметь в виду чудеса, какие он творил и в Коринфе (мнение Иоанна Златоуста ), потому что в I гл. он сам отнесся с осуждением к иудеям, которые искали опоры для своей веры во Христа только в чудесных знамениях (ст. (1-е Кор 1:22).
  • 5. Апостол поступал так потому, что хорошо понимал, как легко может вера, обоснованная логическими доводами, быть потрясена новыми доводами такого же рода. Он хотел поэтому своим простым свидетельством о Христе только проложить путь воздействию силы Духа Божия на сердца коринфян – Таким образом здесь Ап. опять возвращается к теме, высказанной им в I гл. (1-е Кор 1:18) ст. : Евангелие вовсе не есть мудрость, а сила, не философия, а дело спасения. Коринфяне потому и разделились на партии, что не захотели признать этой истины. Они делали из Евангелия систему, превращали Церковь в философскую школу, а служителей ее – в учителей и риторов.
  • 6-16. - Апостол сказал уже (1-е Кор 1:23-24), что Христос распятый есть не только Божия сила, но и Божия премудрость. Последнее положение он развивает теперь. Он изображает мудрость, заключающуюся в Евангелии, по ее сверхъестественному происхождению и по ее недоступности для обыкновенного человеческого разумения (6–9) и указывает тот способ, каким только и можно узнать ее и передать другим (1-е Кор 2:10-13). При этом апостол раскрывает понятие "совершенства" христианского, которое делает людей способными понимать божественную премудрость (1-е Кор 2:14-16).
  • 6. Здесь содержится тема далее следующего отдела, кончающегося 4 стихом III главы. Хотя крест не есть мудрость, но для того, кто уже испытал по себе благодать искупления, даруемого Крестом Христовым. Крест является источником всякого просвещения и высшей мудростью. – Мудрость, о которой здесь говорит Апостол, это не простая проповедь о Христе, а религиозно–философские рассуждения о существе и основах христианства, о планах Божественного домостроительства. Такие рассуждения предлагает Ап. напр. в послании к Римлянам (гл. IX–XI), в послании к Ефесянам (гл. I) и к Колоссянам (гл. I) или в XV гл. нашего послания. Излагать такие учения – это дело уже не миссионера, а учителя. Миссионер обращается собственно к сердцу человека–грешника и указывает ему на крест как на средство спасения от грехов, а учитель развивает познания верующих и этим содействует усилению в них чувства христианской любви. – Так понимать выражение премудрость побуждает употребленное при этом выражение: между совершенными. Слово совершенный (τελειος) здесь очевидно имеет особый смысл, не одинаковый с выражением верующий (πιστος). В III гл. (1-е Кор 3:1) ст. вместо этого слова уже поставлено слово духовный (πνευματικος), противоположное выражению младенец (ср. (1-е Кор 14:20); (Ефес 4:13,14). Младенцем здесь и в указанных параллельных местах называется верующий, только что вступивший в Церковь и нуждающийся еще в духовном укреплении. Таким образом, под совершенным нужно понимать христианина, уже достигшего полного мужеского возраста, в противоположность христианину–ребенку, в достаточной (хотя и не в полной – ср. (Филип 3:12-17) мере утвердившегося в христианской вере и жизни. Когда Ап. находится среди таких утвердившихся во Христе верующих, то он считает себя в праве открывать пред ними сокровища мудрости, заключенной в Евангелии (ср. (Кол 2:3). При этом Ап. действует уже не как проповедник, а как учитель (вместо: проповедуем следовало бы поставить: беседуем, обсуждаем – по греч. λαλομϋεν). – Премудрость не века сего. Коринфяне полагали, что учение христианства – это только усовершенствованное учение греческой философии. Ап. напротив говорит, что возвещаемая им мудрость – вовсе не произведение ума человеческого (века сего – см. (1-е Кор 1:20). – Не властей века сего преходящих. Некоторые толкователи разумеют здесь демонов, на основании (Иоан 12:31) и (Ефес 6:12). Но ведь по апостолу, эти власти века распяли Христа (8) – значит, это не демоны. Затем, этих властей века Ап. считает способными познать премудрость Божию во Христе и полагает, что, познавши ее, власти века не распяли бы Христа. Но опять этого он не мог сказать о демонах, которые знали Христа и тем не менее всячески вредили Ему... Лучше видеть здесь тех людей, как Ирод, Пилат и фарисеи, которые стояли при Христе во главе иудейского народа и почти бессознательно содействовали осуществлению плана Божественного домостроительства. – Преходящих. Чем больше усиливается влияние Евангелия в мире, тем более утрачивают свою власть представители человеческой мудрости.
  • 7. Премудрость Божию. Эта мудрость первоначально была в Боге и от Него изошла – Тайную (εν μυστηριω). У Ап. Павла слово тайна обозначает не факт или событие, с которым один человек ознакомляет другого, а решение, сокрытое до времени в Боге и потом Самим Богом же открываемое. Тайна – это событие или истина, которых человек не может узнать своим собственным умом, самостоятельно, а узнает только по откровению от Бога (Ефес 3:4); (Рим 11:25); (1-е Кор 15:51); ср. (Луки 8:10). Вместо тайную правильнее бы перевести: "которая существовала как тайна". Относить это выражение к слову проповедуем – нельзя, потому что это значило бы, что Ап. вводил какое–то особое, эсотерическое или секретное, преподавание религии. – Сокровенную. Этим прибавлением указывается на то, что Богу долгое время благоугодно было скрывать эту премудрость от людей (ср. (Рим 11:25); (Ефес 3:5). Этим она различается от другой, тоже Божией премудрости, какую люди могли узнавать с самого своего появления на свет (1-е Кор 1:21); (Рим 1:20): то была премудрость, раскрытая в творении. – Которую предназначил Бог... Два признака истинной Евангельской премудрости уже указаны. Это – ее высшее происхождение и затем ее сокровенность. Теперь Ап. указывает третий характерный ее признак – ее высокое предназначение. Премудрость эта должна повести за собою прославление верующих. Человек создан для небесного прославления – эта цель была определена в Совете Божием еще прежде создания мира и человека (ср. (Рим 8:29). Слава эта будет состоять в том, что верующие образуют из себя общество святых, которые способны отражать на себе величие Божие и служить орудиями святой воли Божией, которые стоят к Богу в отношении детей и ко Христу – в отношении братьев.
  • 8. Здесь Ап. доказывает сверх человеческое происхождение Божией премудрости, заключенной в Евангелии, и ее таинственный характер указанием на факт распятия Христа людьми. Христос, эта воплощенная Божественная Премудрость, не был признан в этом Своем достоинстве представителями человечества, высшими представителями человеческой мудрости. Они не имели понятия о высоком предназначении человечества и потому отвергли и распяли Того, Кто первый исполнил в Своем лице это предназначение. – Господа славы. Как сказал Ап. в конце 7–го стиха, слава была конечною целью человеческого существования на земле, в силу Божественного предназначения. Но когда пришел Сам Господь, Сам Владыка этой славы, люди, вместо того чтобы обратиться к Нему за получением этой славы, отвергли Его и даже умертвили!
  • 9. Ту же мысль – о высшем происхождении премудрости Евангельской и ее таинственности – Ап. доказывает здесь ссылкою на пророческое слово. Проще и естественнее пополнить этот стих прибавлением: "эта премудрость есть то, что написано в словах: "не видел" и т. д. – Откуда взято это место, сказать трудно. Вероятнее полагать вместе с блаж. Иеронимом, что здесь пророк соединил в одно два изречения пр. Исаии, находящиеся в LXV–й гл. его книги (Исаи 65:4,17). – Три выражения: видеть, слышать и приходить на сердце – обозначают собою троякий путь, каким идет человеческое познание: видение или непосредственный опыт, слух – или познание получаемое чрез изучение предания и, наконец, то, что приходит на сердце или знание, основанное на собственном размышлении. Ни одним из этих трех средств человек не мог добиться познания о предназначенном ему от Бога спасении, как о благах, здесь еще получаемых чрез Христа, так и о будущем, небесном, прославлении (ср. (Ефес 3:18).
  • 10. Как, теперь, сам Апостол познал эту премудрость Божию? Он и его помощники (а нам – ср. ст. (1-е Кор 2:6) и (1-е Кор 2:13) получили это познание путем откровения (Бог открыл). Ап. разумеет здесь то первоначальное просвещение светом Евангелия, которое он получил непосредственно от Бога при своем призвании на апостольское служение и о котором он говорит в посл. к Галатам (Гал 1:12,16). Откровений удостаиваются и обыкновенные верующие (ср. (Ефес 1:17), но эти откровения, можно сказать, имеют уже второстепенное значение и представляют собою воспроизведение перво–откровения, которого удостоились первые провозвестники христианства и которое заключено потом в священные писания Нового Завета как руководящее начало христианской жизни (ср. (Иоан 17:20). – Средство, чрез которое Апостол получил это откровение, был Дух Божий. Этот Дух дает всякое познание, потому что Ему все открыто. – И глубины Божии, т. е. Существо Божие, потом свойства Божии, Божественные планы и решения.
  • 11. Чтобы разъяснить своим читателям эту деятельность Духа Божия, совершающуюся, конечно, внутри Божественной сферы, Ап. говорит теперь о деятельности человеческого духа в сфере внутренней жизни человека. И в нашей душе есть настроения и стремления, какие доступны только нашему собственному духу и непонятны постороннему человеку.
  • 12. Дух Божий противоположен духу мира сего. Под духом мира сего Ап. разумеет богоподобную душу человеческую с ее высокими способностями, которые в людях гениальных возвышались до необыкновенной силы и благодаря которым человечество владеет многими великими произведениями философии и искусства. Все таки – хочет сказать апостол – как ни драгоценны творения этого человеческого духа, они никак не могут сравняться с тем, что дано некоторым избранникам Духом Божиим. Апостол называет этот Дух – Духом, Который исходит от Бога (εκ), чтобы показать, что Его нельзя смешивать с духом человеческим. – Дарованное нам, т. е. все спасительные блага: ниспослание Сына Божия, искупление Им человечества, оправдание, освящение и проч. Все это можно, конечно, постигнуть и простою, непосредственною верою, но можно также и узнать (ειδεναι), т. е. постигнуть это во всей ширине и глубине, сознать вполне величие этих благ, что и дается Духом Божиим.
  • 13. Дух Божий сообщает Апостолу не только содержание проповеди, но также научает облекать это содержание в соответственную форму. Если хотят научить людей тому, что открыто Духом Божиим, то пользуются в этом случае не такими словами, которые найдены самим человеком или же совокупными усилиями человеческого гения. Для этого ожидают особого внушения от Духа, и в этом лежит тайна своеобразного стиля Св. Писания. Впрочем, конечно, в этом вдохновении нет ничего механического: как показывает выражение изученными (διδαχτοις), здесь Ап. говорит о живом усвоении вдохновенным человеком открываемой ему истины. – Соображая духовное с духовным. В русском переводе выражение πνευματικοις понято как средний род прилагательного. Но при таком понимании в этом выражении не было бы ничего нового по сравнению с первой половиною стиха; поэтому лучше понимать означенное греч. выражение как мужеский род и переводить так: "поелику мы духовные учения предлагаем людям духовным (то же, что совершенным ср. ст. (1-е Кор 2:15) и (1-е Кор 3:1), с известным выбором".
  • 14. Эта особая мудрость может быть сообщена чрез Апостола Павла и его помощников только тем, кто в состоянии ее усвоить, а таких людей сравнительно немного. Большинство людей – люди душевные (ψυχικοι). Это выражение обозначает человека как одушевленное существо, с естественною жизненною силою (ψυχη), которая обща человеку со всеми живыми тварями. Такой человек не имеет той высшей силы жизни, благодаря которой (силе) существа нравственно–свободные становятся в общение с Богом и которая в Св. Писании называется духом (πνευμα). Правда, и человек в естественном состоянии имеет дух (ср. (1Сол 5:23), но этот дух не есть в нем действительная сила и действительная жизнь. Скорее, он есть только восприимчивость к Божественным внушениям, способность понимать и усвоять божественное, которая в христианине превращается уже в новый принцип жизни. Конечно, и душа у человека имеет высшия способности, чем у других одушевленных существ, но все–таки только дух ставит человека в отношение к Богу и духом именно человек отличается резко от животных. В естественном человеке дух пребывает, можно сказать, в скрытом состоянии (тоже почти, что скрытая энергия ) и только Дух Божий его пробуждает к жизни и делает его владыкою души и тела. Естественный человек обладает только прирожденным ему умом или рассудком, при посредстве которого он судит о явлениях здешней жизни. Заметить нужно однако, что душевный человек не тоже, что плотской (1-е Кор 3:1): плотские были и коринфские христиане, но Ап., конечно, не мог сказать, что они "почитали духовное безумием". – Не принимает. Как эгоист не может поверить, чтобы кто–нибудь был способен совершить какое–нибудь трудное дело без личного интереса, так и душевный человек в полном значении этого слова не в состоянии понять великого значения дела Христова (божественной премудрости), потому что оно выходит из круга его понимания. – Духовно, т. е. на основании духовных предположений, имея известный запас высших, духовных познаний.
  • 15-16. - Кто человек душевный и кто духовный – узнавать это апостол имеет способность, как и всякий духовный человек. В 15–м ст. Ап. утверждает, что такая способность действительно существует, а в 16 прибавляет, что этою способностью владеет и он, Павел. – Судит о всем. С горы легко видно, что делается внизу, между тем как снизу часто не видно, что происходит на горе. Так и душевный человек не понимает ничего духовного, а духовный понимает все – и доброе, и злое в общественной и личной жизни. – Ибо кто познал... Ап. заимствует это выражение из кн. Исаии (Исаи 40:13) по тексту LXX). Он указывает здесь, очевидно, на особые, полученные им, откровения, каких не удостоился никто из коринфских христиан (мы противополагается слову с вами – в III гл. (1-е Кор 3:1) ст.). – Ум Господень (νους) – это не то же, что Дух Господень. Это выражение обозначает мысли Божии относительно человека и лучшие средства к осуществлению этих мыслей. Дух же означает орган, через который эти мысли сообщаются духовному человеку. – Мы имеем ум Христов, т. е. мы обладаем знанием всех мыслей и планов Христовых и знаем, как привести их в исполнение. Кто к таким людям относится с недоверием, тот, значит, не доверяет Самому Христу.