Глава 3

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3
  • 1-2. - Ап. просит Ф. молиться об успехе евангельской проповеди, чтобы последняя имела такой же успех у Коринфян, как и у них. «Да слово Господне течет и славится» – по–слав. ; τρεχη και δοξαζηται – по–греч. Первый глагол подчеркивает живую и действенную природу слова Божия, и желание Ап., чтобы оно все более и более распространялось, а второй указывает на внутреннее признание, выражающееся в прославлении Сына Божия (ср. (Псал 144:15) и 19) и следующее за признанием его. Во втором стихе Ап. частнее указывает, почему он просит молитв Ф. общины – чтобы избавиться от испорченных и злых людей. На кого намекает здесь Ап. Павел? Что здесь имеются в виду определенные лица, на это указывает член των. Но где их искать? Едва ли эти враги – иудаисты, борьба с коими разгорелась позднее. Нет оснований их искать и среди самих христиан, ибо выражение «не во всех вера» собственно значит: "вера не есть удел всех", и имеет более широкое приложение, чем к одному лишь кругу верных. Значит – этих врагов нужно искать среди неверующего жидовства (в данном случае коринфского), которое всюду гнало и преследовало благовестника Христова. Подтверждения этому дают Деяния (XVII:5, 13; XVIII:12 и д.).
  • 3. От недостатка веры в людях Ап. обращает свою мысль к «верности» Г. И. Христа, который несомненно утвердит Ф. и защитит их «от лукавого». Выражение это невольно наводит на мысль о молитве Г., где мы тоже молимся об избавлении от лукавого (Матф 6:13). Ап. м. б. здесь невольно цитирует слова Христа. В виду того, что в Н. З. του πονηρου понимается главным образом как nomen mascalinum, здесь выражение «от лукавого» тоже, несомненно, относится не к принципу зла в общем смысле, а к Сатане, о представителе которого шла речь в II гл. послания.
  • 4-5. - Уповая на верность Господню, Ап. верит и в то, что Ф. выполняют и выполнят все, что он им повелевает – α παραγγελορμεν. Но к чему относятся эти слова – это видно из ст. 5 и 6, и далее. Ап. молится чтобы Господь – т. е. И. Хр. управил их сердца «в любовь Божию и в терпение Христово». Любовь Божия – здесь не только объективный атрибут Божества, но и руководящий принцип нашего сердца. Терпение Христовоτοϋ Сριστου – с членом, что подчеркивает связь терпения, о котором идет речь, не просто с земными страданиями Спасителя, но с этими же страданиями, как неизбежным уделом страждущего отрока Иеговы (Milligan, op. cit. стр. 112).
  • 6-12. - Здесь содержится наставление Ап. касательно "поступающих бесчинно", о которых речь была уже в 1 Ф. (1Сол 5:13-14) – ср. (1Сол 4:11-12). Но там это было пока напоминание о том, что зло начинает проявлять свое существование. Здесь же Ап. имеет дело с вполне установленным фактом – "бесчинством" некоторых членов общины, смысл которого разъяснен ниже, в ст. 11.
  • 6. Бесчинно поступающие – это некоторые члены Ф. церкви которые, держась ложного взгляда на парусию ("уже настает день Христов" – ст. (2Сол 2:2), оставили нормальный образ жизни, и предались праздности и вмешательству в мирный ход жизни других. Апостол увещевает Ф. держаться вдали от таких, и не только в силу преподанного им учения, но и по вниманию к личному примеру самого благовестника.
  • 7-9. - Последний, живя среди них, не бесчинствовал, а жил трудом своих рук. Ап. уже ранее, в (1Сол 2:9), коснулся этого вопроса; но там речь шла об его бескорыстии и незаинтересованности; здесь же он переходить к другой стороне своей трудовой жизни в Ф. – ее независимости. Ап., как служитель Евангелия, мог рассчитывать на поддержку общины (смотри (1-е Кор 9:3-18), и имел право (εξουσια) требовать ее, но он не пользовался этою властью в Ф., чтобы своим трудовым образом жизни дать пример окружающим; он работал сам, чтобы своею зависимостью от других «не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1-е Кор 9:12).
  • 10. Здесь Ап., видимо, цитирует еврейскую поговорку, основанную на словах В. З. из кн. Бытия (Быт 3:19). Сравни "Учение 12 Апостолов", XII:3.
  • 11. «Слышим» – указывает на то, что до Ап. "недавно" дошли вести из Ф. о том, что некоторые ведут "бесчинную жизнь". Ложные чаяния касательно парусии, вероятно, породили значительное количество "идейных" бездельников, которые, опираясь на "эсхатологическую суматоху", ничего не делали, оставили нормальный образ жизни, и б. м. неумышленно стали в экономическом отношении обузой Ф. общины, суясь везде, и нарушая своим непрошенным вмешательством, порядок в жизни других (περιεργαζομενους – в этом стихе игра слов – μηδεν εργαζομενους, αλλα περιεργαζομενους). Вся их энергия уходила на праздное возбуждение по поводу неосновательных чаяний касательно "скорого" конца земного порядка вещей.
  • 12. Таковых Ап. убеждает, успокоившись внутренне, отдаться труду, чтобы «есть свой хлеб». Здесь Ап., вероятно, употребляет изречение, заимствованное у раввинов.
  • 13-15. - с этого стиха идут наставления Ап. той части церкви, которая была чужда беспорядков, осуждаемых в 6–12 ст., но которая могла подпасть под дурное влияние "бесчинных".
  • 13. «Не стужайте, доброе творяще» – по–русски – «не унывайте делая добро»μη εγκακησητε (Textus Reseptus εκκακησητε) καλοποιουντες. Εγκακεω – от κακος – в смысле трусливый, малодушный. Καλοποιεω – значит поступаю благородно, скорее, чем «делаю добро другим». Отсюда мысль стиха: не унывайте, не малодушествуйте в предпринятом вами благородном течении жизни.
  • 14. Νουθετειν – вразумлять, напоминать кому–нибудь об его долге, хотя с оттенком легкого порицания, но вместе с тем и увещания.
  • 16. «Господь мира» – Г. И. Христос, если опираться на тот факт, что слово Κυριος у Ап. П. всегда относится к Г. И. Христу. Но сравни (1Сол 5:23). – «Со всеми вами» – не исключая и тех, кого Ап. только что обличал "в бесчинстве".
  • 17. Здесь Ап. П. делает собственноручную прибавку к посланию, вероятно, с целью устранить всякое сомнение в послании, в виду высказанного им опасения и предположения в (2Сол 2:2). – «Во всяком послании». По поводу этих слов английский ученый Еп. Ляйтфут спрашивает: "нельзя дать какое–нибудь иное объяснение этому выражению, кроме того, что, вероятно, Ап. написал много посланий, которые не дошли до нас? На этот вопрос нужно ответить отрицательно. Послания к Ф. были написаны в 52–53 г... Миссионерская деятельность Апостола, должно быть, началась не позднее 45 г. по Р. X. Однако до нас не дошло ни одного послания, написанного ранее посланий к Ф. Первое послание к Кор. было написано в 57 г. В порядке хронологии это было третье послание из существующих после первых двух к Ф. Следует ли думать, что эти послания были единственными творениями Ап., стоящими одиноко в периоде времени, обнимающем 12 лет, в течении коих Ап. постоянно находился в общении с церквами, всюду разбросанными? Если бы это было даже и мыслимо само по себе, то все же было бы трудно примиримо с выражением (во всяком послании) в нашем тексте. Как мог Ап. сказать «во всяком послании», когда за единственным исключением первого послания к Ф. он ровно ничего не написал в течении восьми предшествующих лет, и не был вынужден ничего писать в течении следующих пяти лет?" (Lightfoot, op. cit. стр. 136). Нужно думать, что переписка Ап. была гораздо шире и больше, чем это можно было бы думать на основании лишь дошедших до нас посланий. – «Пишу я так» – здесь Ап. вероятно, намекает на характер своего почерка – сравни (Гал 6:11).
  • 18. Приветствие сходно с приветствием в 1 Ф., за исключением лишь слова "со всеми", которое Ап. вставляет здесь, желая направить свои пожелания всем членам христианской общины в Ф., включая сюда и "бесчинно ходящих". К. Н. Фаминский.