Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3
  • 1. Приветствие Титу имеет более обширный объем, чем приветствия, имеющиеся в других посланиях апостола Павла (исключая послание к Римлянам). По вере избранных Божиих. Это выражение зависит от слова апостол и указывает на цель апостольского служения. Апостол призван с тою целью, чтобы привести избранных к вере (предлог поκατα приближается к предлогу вεις и может быть заменен словами для того чтобы. Ср. I:5 посл. к Римлянам). Познанию истины, относящейся к благочестию. Это выражение также зависит от слова апостол. Целью апостола Павла было возбудить в избранных Божиих, т. е. в тех людях, которые охотно принимают Евангелие, не только веру, но и дать им познание спасительной истины, потому что только при таком познании человек становится на путь истинного благочестия. "Причина, почему содержание Евангельского учения называется истиной, заключается, во первых, в том, что в Евангелии действительно заключается высшая истина, а затем отчасти и в том, что апостол имел в виду еретиков, которые вместо истинного Евангельского учения проповедовали иудейские басни и генеалогии" (Троицкий с. 120 и 121).
  • 2. В надежде вечной жизни. Эти слова составляют приложение к выражению апостол Иисуса Христа. Павел выступает апостолом Христа потому, что имеет надежду на вечную жизнь, т. е. на вечное будущее блаженство (ср. (1-е Кор 15:14) и cл.; 30 и cл.). Прежде вековых времен. Здесь имеется в виду Первоевангелие о Спасителе, как потомке жены (см. (Быт 3:15).
  • 3. В свое время – т. е. в предназначенное Богом (ср. (1-е Тим 2:6). Явил Свое слово. – Конечно, чрез Христа, Который в Своем лице и деятельности вполне выяснил слово Божие или решение Божие о спасении людей от греха, проклятия и смерти. Проповеди. Это выражение относится к словам апостол Иисуса Христа. Павел явился апостолом Иисуса Христа особенно чрез свою проповедь, которая ему доверена (ср. (1-е Кор 9:17); (Гал 2:7). По повелению... – Это выражение относится также к слову апостол (ср. (1-е Тим 1:11). Спасителя нашего Бога. Замечательно, что Бог Отец называется Спасителем у апостола Павла только в пастырских посланиях. Быть может, в этом наименовании проявляется у апостола благодарное воспоминание о многоразличных случаях спасения от опасностей, каким он подвергался особенно в последние годы своей жизни: Бог всегда оказывал ему Свою спасительную помощь.
  • 4. Истинному сыну по общей вере. Именно в вере своей, которая оставалась твердою, несмотря на всяческие испытания, Tит и показал, что он был настоящим духовным сыном апостола Павла, который также отличался твердостью веры (2-е Тим 4:7).
  • 5. В Крите. Остров Крит, на Средиземном море, имеет 36 миль в длину и 197 миль в окружности. Остров был густо населен жителями. В 69 году пред Р. X он был обращен в Римскую провинцию. В числе жителей острова были и иудеи (Деян 2:11). Вероятно, христианство насаждено было здесь пришельцами с первого христианского праздника Пятидесятницы. Апостол Павел с проповедью Евангелия прибыл на остров Крит после освобождения из первых римских уз, но недолго здесь оставался и вместо себя для приведения в порядок церковных дел оставил Тита. Пресвитеров. – См. (Деян 11:30); (1-е Тим 3:2) и сл.
  • 6. См. (1-е Тим 3:2) и cл.
  • 7-8. - Ибо епископ. То же самое лицо, которое в пятом стихе названо пресвитером, здесь называется епископом. Отсюда видно, что здесь выражение епископ обозначает не высшую иерархическую степень священнослужения, а просто деятельность всякого пресвитера, который должен был наблюдать (επισκοπειν) за церковной общиной, ему порученной, как епископы – например, Тимофей или Tит, – наблюдали за целыми церквами, состоявшими из многих церковных общин. Остальное см. в толковании на (1-е Тим 3:3) и сл.
  • 9. Согласного с учением. Здесь можно видеть указание на существование твердо установленного символа веры (ср. (2-е Тим 3:14).
  • 10. Есть много. Здесь разумеются, конечно, Критские христиане, в частности обратившиеся в христианство из иудейства.
  • 11. Заграждать уста, т. е. так строго их обличать, чтобы они умолкали (Блаж. Феофилакт). Развращают целые дома, т. е. портят своим учением целые семьи. Из постыдной корысти (ср. (1-е Тим 6:10).
  • 12. Здесь апостол говорит о Критянах вообще. Стихотворец – по–гречески пророк (προφητης.). Греки называли нередко поэтов пророками, приписывая им, очевидно, как бы богодухновенность. Здесь разумеется критский поэт Епименид, живший в 6 веке до Р. X., у которого приводимое место находилось в утраченном уже сочинении "Об оракулах".
  • 13-14. - Дабы они были здравы в вере. Здесь имеются в виду, конечно, Критяне –христиане.
  • 15. Здесь высказывается та же мысль, какую высказывал Господь Иисус Христос (Матф 15:11-20) и сам апостол Павел (Рим 14:20). Для людей чистых сердцем и совестью все кажется чистым, и ничего таких людей не оскверняет (тело и его отправления). Для людей же нечистых и в мысли и в жизни все представляется, всякий предмет кажется таким, который непременно должен возбуждать в них нечистые мысли и пожелания. Под словом ум имеется ввиду "все внутреннее содержание человека: настроение, убеждения, понятия, мысли, намерения и действия; а под словом совесть – нравственное сознание образа мыслей и действий пред лицом закона" (Троицкий с. 194).