- 1. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
- 2. Да скажет ныне [дом] Израилев: ибо вовек милость Его.
- 3. Да скажет ныне дом Ааронов: ибо вовек милость Его.
- 4. Да скажут ныне боящиеся Господа: ибо вовек милость Его.
- 5. Из тесноты воззвал я к Господу, - и услышал меня, и на пространное место [вывел меня] Господь.
- 6. Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?
- 7. Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.
- 8. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.
- 9. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.
- 10. Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их;
- 11. обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их;
- 12. окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их.
- 13. Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.
- 14. Господь - сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.
- 15. Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!
- 16. Десница Господня высока, десница Господня творит силу!
- 17. Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.
- 18. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.
- 19. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.
- 20. Вот врата Господа; праведные войдут в них.
- 21. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением.
- 22. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
- 23. это - от Господа, и есть дивно в очах наших.
- 24. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!
- 25. О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!
- 26. Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.
- 27. Бог - Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, [ведите] к рогам жертвенника.
- 28. Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя.
- 29. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
1-4.- Неизвестный писатель псалма приглашает весь еврейский народ к исповеданию и воспеванию великой милости Бога, о которой говорится во всем последующем содержании.5."Из тесноты" - из тяжелого положения, разумеется плен вавилонский. "Услышал меня" - вывел в пространное место, т. е. на свободу из плена, дал возможность управляться и жить по своему закону.8-9.- Вся допленная история жизни еврейского народа, пытавшегося заключением союзов с соседними языческими народами отстоять свою политическую независимость, показывала, насколько неудачны эти попытки. Горький опыт вынудил у евреев признание, что для упрочения своего благополучия лучше надеяться на Бога, чем на человеческую помощь или военную силу ("князья" - предводители).10-14.- Плодотворность такой веры оправдалась и при настоящих обстоятельствах построения храма. - "Все народы окружили меня". Известно, что постройке храма, кроме бедности возвратившихся евреев, много мешали и самаряне, представившие пред персидскими правителями сооружение храма, как сооружение цитадели, крепости, с целью отложиться от персов и вести с ними войну. Только проповедь пророков, воодушевлявшая строителей, и вера в свою правоту и защиту от Бога поддерживала строителей и увенчалась успехом. - "Сильно толкнули меня, чтоб я упал" - всеми оставленный евр. народ считал себя близким к гибели, но Господь спас его, как из плена, так и помог в настоящем случае построения храма. Поэтому писатель и говорит: "Господь - сила моя и песнь".15-17.- По-видимому, далее писатель изображает картину общенародного ликования. Раздаются голоса в селениях праведных, т. е. среди еврейского народа, как единственного тогда чтителя Единого и Истинного Бога: "Господь чудесно спас меня". Это вселяет в меня уверенность, что и в будущем я не погибну, сохраню политическую и религиозную независимость ("буду жить"), чтобы всегда восхвалять Господа.22-24.- Видимое проявление Божественной помощи открывается в построении храма. Над материалом ("камнем"), из которого он делался, смеялись даже строившие его, но храм все-таки был закончен. Ясно, что помогал Сам Бог, а потому будем восхвалять Господа в этот торжественный день окончания постройки. При строении второго храма, видевшие и помнившие еще первый, богатый храм Соломона, плакали при виде малых размеров и бедности материала, из которого созидался второй храм, считая это за знак отвержения евреев от Господа, что подрывало энергию строителей. Но значение храма, как религиозного центра, а потому и политически объединительного пункта, вероятно, если не сознавалось ясно, то все-таки чувствовалось многими, и ликование их при окончании постройки - понятно.26.Здесь изображается процессия, идущая к храму и воспевающая: "благословен грядущий во имя Господне", на что священники отвечают: "благословляем..."27-29.- Господь явился нам - дал возможность окончить постройку храма. Писатель приглашает торжественно отпраздновать этот день обилием жертв, возлагая мяса, назначенные в жертву, на рога жертвенника, что и требовалось законом, а затем приглашает всех вообще воспевать Господа.
Образ "камня" (22 стих) Иисус Христос прилагает к Себе Самому (Мф 21:42); (Мк 12:14); (Лк 20:17) и к Нему же относят это выражение и другие писатели (Деян 4:11); (1Пет 2:7). Под храмом, стены которого соединяет камень, нужно разуметь церковь, основанную на Христе, Который примирил человека с Богом; разумеют и два естества в Иисусе Христе, как две стены здания объединяются на одном камне. Можно этот образ понимать и как указание, что с пришествием Христа Ветхий Завет нашел в Его жизни, учении и страданиях свое завершение, началась новая жизнь, создалось новое здание. Псалом - прообразовательный.



