- 1. Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его.
- 2. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
- 3. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
- 4. избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
- 5. насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
- 6. Господь творит правду и суд всем обиженным.
- 7. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои.
- 8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
- 9. не до конца гневается, и не вовек негодует.
- 10. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
- 11. ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
- 12. как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
- 13. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
- 14. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть.
- 15. Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.
- 16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
- 17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
- 18. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
- 19. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
- 20. Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
- 21. благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
- 22. благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
102.псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом - о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над 103 псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.
Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.
Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1-5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6-10). Его милость к нам - непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11-16). Милости Его вечны к боящимся Его (17-18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19-22). 1-5.- Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. - "Внутренность моя" - все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги"), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы"), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.6-7.- Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ("правду и суд"). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути"), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.8-13.- Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или - так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.14-19.- Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ("пройдет ветер") - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.20-22.- Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека "крепкие силою" в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. "Крепкие силою", "воинства Его", "служители Его" - Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.
Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.



