- 1. Знай же, що в останні дні настануть тяжкі часи.
- 2. Бо люди будуть самолюбними, грошолюбними, чванливими, гордими, наклепниками, батькам неслухняними, невдячними, нечестивими,
- 3. недружелюбними, непримиренними, злочинними, розбещеними, жорстокими, недобролюбними,
- 4. зрадниками, нахабними, бундючними, більше розкошолюбними, ніж боголюбними,
- 5. такими, що мають вигляд побожности, але сили її зреклися. Таких обминай.
- 6. До них належать і ті, що влазять у будинки і зваблюють жінок, обтяжених гріхами, і відданих різним хтивостям;
- 7. що завжди вчаться, та ніколи не можуть прийти до пізнання правди.
- 8. Як ото Янній та Ямврій противилися були Мойсеєві, так само й ці противляться правді, - люди, що зітліли розумом, недосвідчені у вірі.
- 9. Але більшого успіху вони не матимуть, бо їхнє безумство стане очевидним для всіх, як ото було і з тими.
- 10. Ти ж пішов слідом за моїм навчанням, життям, настановою, вірою, терпеливістю, любов'ю, покорою,
- 11. переслідуваннями, стражданнями, які мене спіткали в Антіохії, в Іконії, в Лістрах. Цих переслідувань зазнав я, та Господь від усіх мене визволив.
- 12. І всі, що хочуть жити побожно в Ісусі Христі, будуть переслідувані.
- 13. А лихі люди й дурисвіти матимуть успіх у злому, обдурюючи й самі будучи обдуреними.
- 14. Ти ж тримайся того, чого ти навчився і що тобі довірене, пам'ятаючи, від кого ти навчився.
- 15. І ти змолоду знаєш Священне Писання, що може тебе зробити мудрим для спасіння вірою в Ісусі Христі.
- 16. Всяке Писання богонадхненне й корисне для навчання, для картання, для виправлення, для виховання у праведності,
- 17. - щоб досконалою була Божа людина, підготованою для всякого доброго діла.
1.Последние дни. Христиане апостольского времени полагали, что они уже вступили в «последние дни» (Евр 1:2); ср. (Деян 2:17). И здесь апостол понимает несомненно не какие–либо очень отдаленные времена, а вообще "последующие" дни. Это доказывается тем, что апостол советует Тимофею "удаляться" от людей, какие будут жить в эти последние дни: ясно, что Тимофей увидит их (ст. 5). О том же говорит и употребление настоящего времени в речи о будущих лжеучителях (ст. 6 и 8).2-4.- Люди – человечество в своей массе.
Самолюбивы. Самолюбие есть главная движущая причина человеческого развращения.5.Таковых удаляйся, т. е. от всех вышеназванных людей. Очевидно, апостол видел, что подобные люди полнились уже в среде, в которой вращается Тимофей, именно в христианском обществе (ср. (1Сол 2:7). Со временем это нечестие (2-е Тим 2:16) только дойдет до высшей степени напряжения. Но в последние дни нечестивцы не будут все же так открыто действовать, как они поступали во время апостола Павла, прямо напр., заявляя, что воскресение уже было.6-7.- Апостол с презрением говорит о женщинах, которые будут следовать за ложными учителями (женщин – τα γυναικαρια – уменьшительно – презрительное выражение вместо αι γυναικες). Женщины будут искать у этих лжеучителей научения, как достичь святости и отделаться от тяжести греховной наиболее легким способом, и те будут с важностью отвечать на их вопросы, стараясь согласить требования христианства с довольно низкими страстями, от которых не хотелось отрешиться женщинам.8.Имена волхвов, противившихся Моисею, апостол конечно узнает из иудейского предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в Ефесской христианской общине действовавшими там лжеучителями.9-12.- Тимофей всегда следовал примеру апостола Павла в отношении терпения страданий и в других добродетелях. Об этом апостол напоминает теперь, чтобы побудить его и впредь держаться подальше от лжеучителей.
Постигших меня... Возможный перевод: "А какие страдания постигли меня!.. Что за преследования я перенес. И от всех них избавил меня Господь".
В Антиохии – см. (Деян 13:15).
В Иконии – (Деян 14:2) и cл.
В Листре – (Деян 14:19) и cл.
Дни все желающие жить благочестиво... – Ср. (Матф 5:10) и сл.13-14.- В то время как лжеучители будут иметь успех, вводя людей в заблуждения, коим подвержены и сами, Тимофей должен стоять твердо в том учении, какое он принял от апостола Павла (зная, кем ты научен).15-17.- Тимофею поможет в этом случае и его знакомство со Священным Писанием, которое он изучил еще в детстве, очевидно, под руководством своей матери и бабки (ср. (2-е Тим 1:5). Писание свидетельствует о Христе (Иоан 5:39,45) и сл.).
Умудрить во спасение – т. е. в отношении к сущности спасения; они дадут ему правильно разуметь, в чем именно состоит спасение. И спасение это достигается верою в Иисуса Христа (ср. (Рим 3:25) очищение верою).
Все писание... возможно перевести "всякое писание, вдохновенное от Бога, полезно также для того, чтобы научить обличать...". Таким образом, частица και – "и" должна быть опущена, как она выпускается в Пешито, в некоторых рукописях Вульгаты и у многих древних толкователей. Выражение же πασα (без артикля) не может означать всю совокупность ветхозаветных книг (они называются в Новом Завете, напр. в Евангелии (Матф 21:42), писаниями αι γραφαι), а означает какое угодно богодухновенное писание, в том числе и новозаветные книги, некоторые из коих в то время уже существовали. Апостол мог назвать и свое писание богодухновенным, раз он об устной проповеди своей и других апостолов говорил, что она имеет своим источником Святого Духа (2-е Кор 3:3).
Да будет совершен Божий человек..., т. е. нужно читать богодухновенное писание для того, чтобы сделаться добрым служителем и проповедником Христа.



