- 1. В тот же день, выйдя из дома, Иисус сел у озера,
- 2. а около Него столпилось столь много людей,
что Он вынужден был войти в лодку,
тогда как все люди стояли на берегу,
и, сидя в ней, - 3. Он долго проповедовал им притчами,
и так говорил Он: вот, вышел сеятель сеять. - 4. При этом одни из семян упали близ дороги,
и налетели птицы небесные и поклевали их; - 5. другие упали на каменистую почву, где было мало земли,
и сквозь тонкий слой земли сразу проросли, - 6. но когда взошло солнце, они увяли
и, не имея корней, зачахли; - 7. а другие упали среди терний,
и тернии, поднявшись, заглушили их; - 8. другие же упали на хорошую землю и дали плод:
которое - во сто крат,
которое - в шестьдесят,
а которое - в тридцать. - 9. Кто имеет уши слышать, да услышит!
(Иез 12.2) - 10. И, подойдя к Нему, ученики спросили:
почему Ты проповедуешь им притчами? - 11. Он же сказал им в ответ:
потому что вам дано знать тайны Царства Небесного,
а им не дано. - 12. Ибо кто имеет, тому дано будет и преумножится,
а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет. - 13. Притчами же Я проповедую потому,
что они глядят, и не видят,
слушают, но не слышат и не разумеют. - 14. В этом исполняется над ними пророчество Исайи, гласящее:
будете слышать ушами, - и не уразумеете,
будете глядеть глазами, - и не увидите. - 15. Ибо сердце этих людей огрубело;
они ушами едва слышат,
они глаза свои сомкнули,
чтобы и глазами не видеть,
и ушами не слышать,
и не разуметь сердцем;
не желают они покаяться, чтобы Я помиловал их.
(Ис 6.9-10) - 16. Счастливы же глаза ваши, потому что видят,
и уши ваши, потому что слышат. - 17. Уверяю вас: многие пророки и праведники
желали видеть то, что вы видите, - и не видели,
слышать то, что вы слышите, - и не слышали. - 18. Итак, выслушайте значение притчи о сеятеле.
- 19. Ко всякому,
кто слушает слово о Царстве (Небесном), но не внимает ему,
приходит лукавый и похищает слово, посеянное в сердце его;
вот кого означает посеянное близ дороги; - 20. посеянное же на каменистой почве означает того,
кто едва услышит слово, тотчас с радостью воспринимает его, - 21. но, будучи сам по себе безволен и непостоянен,
когда наступает гонение или преследование за слово,
тотчас отрекается от него; - 22. а посеянное среди терний означает того, кто слушает слово,
но в котором жизненные заботы или соблазны богатства
подавляют слово,
и оно остается бесплодным; - 23. Посеянное же на хорошей земле означает того,
кто слушает слово, внимает ему,
и оно приносит плод:
у кого во сто крат,
у кого - в шестьдесят,
а у кого - в тридцать. - 24. Тогда же Он поведал народу другую притчу:
Царство Небесное подобно тому,
как если бы человек посеял хорошие семена на поле своем. - 25. А когда все люди спали, пришел враг его,
посеял плевелы среди пшеницы и ушел. - 26. Когда же поднялись колосья и дали плод,
тогда появились и плевелы. - 27. Рабы же хозяина пришли и спросили у него:
господин, ты ведь хорошие семена посеял на поле своем;
откуда же взялись плевелы? - 28. Он же ответил им: враг людей сделал это.
А рабы сказали ему: так прикажи, мы пойдем и выберем их. - 29. Но он ответил: нет, иначе, выбирая плевелы,
вы повыдергиваете вместе с ними и пшеницу. - 30. Оставьте расти то и другое до жатвы;
а во время жатвы я скажу жнецам:
выберите прежде плевелы и свяжите в снопы, чтобы сжечь их;
пшеницу же соберите в житницу мою. - 31. Другую притчу Он поведал им:
Царство Небесное подобно зерну горчичному,
которое человек посеял на поле своем; - 32. будучи наименьшим из всех семян,
оно, когда вырастает, становится выше всех злаков, словно дерево,
так что прилетают птицы небесные
и вьют гнезда в ветвях его. - 33. И рассказал им другую притчу:
Царство Небесное подобно закваске,
которой женщина замесила три меры муки,
доколе не заквасилось все. - 34. Такими вот притчами Иисус проповедовал народу,
и, кроме притч, ничего не говорил им, - 35. во исполнение сказанного пророком:
для притч отверзу уста мои,
открою утаенное от создания мира.
(Пс 77.2) - 36. А когда, оставив народ, Иисус пришел домой,
ученики Его подошли к Нему и сказали:
разъясни нам значение притчи о плевелах на ноле. - 37. Он же сказал им в ответ:
сеющий хорошие семена - это Сын Человеческий; - 38. поле - это мир, хорошие семена - это сыновья Царства,
а плевелы - сыновья лукавого; - 39. враг, посеявший их, - это диавол,
жатва - конец века сего,
а жнецы - это ангелы. - 40. Подобно тому как плевелы выбирают и сжигают в огне,
так будет и в конце века сего: - 41. пошлет Сын Человеческий ангелов Своих,
а те изымут из Царства Его
все соблазны и всех творящих беззакония - 42. и ввергнут их в печь огненную;
там будет плач и скрежет зубов. - 43. Тогда праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их.
Кто имеет уши слышать, да услышит!
(Иез 12.2) - 44. Царство Небесное подобно сокровищам, спрятанным в поле,
найдя которые, человек утаил это,
и от радости пошел и продал все, что имел,
и купил поле то. - 45. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему красивый жемчуг;
- 46. найдя одну драгоценную жемчужину,
он отправился и продал все, что имел,
и купил ее. - 47. Еще подобно Царство Небесное неводу,
которым, закинув его в озеро, захватили самых разных рыб, - 48. и, когда он наполнился, вытащили его на берег
и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины,
а плохую выбросили вон. - 49. Так будет и в конце века сего:
сойдут (с небес) ангелы
и, отделив грешников от праведников, - 50. ввергнут грешников в печь огненную;
там будет плач и скрежет зубов. - 51. И спросил их: уразумели ли вы все это?
Они ответили Ему: да, Господи. - 52. Он же сказал им:
если так, то всякий книжник, знающий о Царстве Небесном,
подобен хозяину,
который выносит из сокровищницы своей новое и старое. - 53. Этой притчей Иисус закончил речь Свою и удалился оттуда.
- 54. Придя в Свой родной город,
Он стал проповедовать в местной синагоге,
а все спрашивали в изумлении:
о какой это Своей мудрости и чудесах (говорит Он)? - 55. Разве Он не сын плотника?
Не Его ли мать зовут Марией,
и не Его ли братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? - 56. И разве все сестры Его не живут у нас?
Откуда же у Него все это? - 57. И негодовали на Него.
Иисус же сказал им: нигде не презирают пророка,
но только в отечестве его и в доме его. - 58. И не совершил там никаких чудес из-за неверия их.
Ничего нет для сопоставления.